Вы когда-нибудь задумывались над тем, почему в мире так много похожих сказок? Нет, дело не только в бродячих сюжетах, которые кочевали из одного угла Евразии в другой. С этими-то все ясно. Но ведь какие-нибудь индейские племена в Амазонии или обитатели затерянных островов в Полинезии могут рассказывать своим детям удивительно похожие истории.

Да, антураж будет сильно различаться, местный колорит внесет разнообразие. Но если убрать все наносное, то основа практически совпадет. Налетело чудище, утащило брата-свата-жену в свои владения, так что иди добрый молодец вон в тот лесок-кустарник-пустыню-пещеру и возвращай пропажу. А еще там тебе встретится избушка-шалаш-хижина со странным шаманом-колдуном-зверем, который снабдит тебя волшебными предметами…

Продолжать в том же духе можно еще очень долго. Практически у всех народов мира есть такие истории, которые советский фольклорист Владимир Пропп обобщал в жанр волшебных сказок.

Откуда они взялись? Тот же самый Пропп в своей легендарной работе “Исторические корни волшебной сказки” дал исчерпывающее объяснение этому феномену.

Дело в том, что перед нами переосмысление обряда инициации. Обряд инициации – это посвящение мальчиков в мужчины, которое проводится путем весьма жестких испытаний. Можно даже сказать – жестоких.

Сам набор испытаний у разных народов варьировался, но смысл был один. Мальчиков, которые должны были стать будущими воинами и охотниками, ритуально убивали самым мучительным образом. Затем путем разных манипуляций их “воскрешали”, но уже в новом качестве. Пройдя через мир мертвых посвящаемый приобщался к магическим тайнам племени, получал благословение духов и их поддержку. Кстати, не все мальчики такое выдерживали – часть погибала совершенно реально.

Причины возникновения такого схожего ритуала у разных народов были одинаковыми. В первобытную эпоху охота была крайне сложным, тяжким и опасным занятием. Очень многое зависело не только от ловкости и силы охотников, но и от удачи. А это прямой путь к развитию охотничьей магии.

Позже, с появлением более совершенного оружия и наработкой огромного багажа тактических приемов, результат охоты стал более предсказуем. Роль инициации стала падать, а ее жестокость вызывала все больше протестов.

Так вот, сюжет волшебной сказки по сути очень схож с описанием инициации. Герой отправляется в загробный мир (да, волшебный лес и иные пространства, где путешествует герой – это именно загробный мир), где претерпевает страшные испытания. Иногда его даже убивают там, разрубая на части. Но он обязательно воскресает. В этом путешествие он обретает волшебные предметы и волшебных помощников. Словом, все, как и полагается в обряде инициации.

Есть только одна разница. В инициации все описанные мучения – это добро, так как они позволяют мальчику стать настоящим охотником. А вот в сказке – это зло. Похититель представляется в образе чудовища, которое непременно должно быть изничтожено. Приспешники похитителя и все неприятности, которые они устраивают персонажу, тоже зло.

Словом, сказка меняет все знаки с плюса на минус. Потому что она является древней формой протеста. Сказка возникала тогда, когда обряд уже не представлялся суровой необходимостью для выживания племени. Когда он становился просто неоправданной жестокостью. Сказка возмущалась этим обрядом и заставляла своих слушателей разделять это возмущение.

А потом первооснова совсем забылась, и остались просто волшебные истории, которые поколения за поколением передавались из уст в уста.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *