Про чувства Татьяны Лариной к заезжему столичному франту говорят и пишут очень много. Письмо юной девушки разбирают на уроках литературы, школьники и школьницы заучивают его наизусть. Психологи поясняют механизм возникновения первой любви на примере Татьяны.

А вот финальный твист этой истории все время остается в какой-то тени. Или рассматривается под каким-то странным углом. Дескать, сначала он не разглядел девушку, а вот когда она вышла в свет – оценил и стал кусать локти. Проникся. Воспылал любовью, но поздно.

Только вот пахло ли тут вообще хоть какой-то любовью? Влюбился ли Онегин в Татьяну на самом деле? Пушкин утверждает, что – да, влюбился. Так и пишет прямым текстом.

“Сомненья нет: увы! Евгений
В Татьяну как дитя влюблен;
В тоске любовных помышлений
И день и ночь проводит он.
Ума не внемля строгим пеням,
К ее крыльцу, стеклянным сеням
Он подъезжает каждый день;
За ней он гонится как тень;
Он счастлив, если ей накинет
Боа пушистый на плечо,
Или коснется горячо
Ее руки, или раздвинет
Пред нею пестрый полк ливрей,
Или платок подымет ей”.

Однако не будем забывать, что роман в стихах “Евгений Онегин” выстроен особым образом. Голос автора в нем звучит очень сильно. Порой автор вообще отодвигает всех героев на задний план и предается воспоминаниям или пускается в отвлеченные рассуждения. По сути он является еще одним полноценным персонажем этого произведения. И в качестве такового может заблуждаться в своих оценках.

Знаете такой прием – ненадежный рассказчик? В литературе он нередко используется, чтобы заставить читателя “включить голову”. Так вот, в “Евгении Онегине” этот прием работает на всю катушку. То, что нам рассказывает автор, нужно пропускать через фильтр. Ведь Онегин – его “добрый приятель”, а приятелей всегда немножко оправдываешь.

Если же посмотреть на ситуацию трезво, то картина вырисовывается совсем некрасивая.

Кем была Татьяна, когда писала ему пылкое письмо? Безвестной сельской девушкой под присмотром маменьки и папеньки. Свяжешься с такой и не оберешься хлопот. Чуть что – грянет скандал. Соблазнить юную невинную девицу – это чревато последствиями в виде последующей подневольной женитьбы.

Онегину такие приключения не нужны, он вообще не за этим в деревню приехал. Да, ему скучно, но тут слишком велик риск. Да и какой подвиг завладеть сердцем провинциальной серой мышки, о которой и знать-то никто не знает?

А вот потом все меняется с точностью до наоборот. Татьяна блистает в свете, она признанная красавица. К тому же, жена генерала. Поволочиться за такой – для тогдашних хлыщей вполне нормальная практика. Сам Пушкин не раз ухаживал за замужними дамами. Это в определенном смысле даже респектабельно. И никакой женитьбой не грозит. Дуэлью – да, но дуэлей Онегин не боится. Да и дойдет ли до этого – не факт, не факт.

Собственно, сама Татьяна с беспощадной точностью ставит диагноз нынешнему чувству Онегина:

“Зачем у вас я на примете?
Не потому ль, что в высшем свете
Теперь являться я должна;
Что я богата и знатна,
Что муж в сраженьях изувечен,
Что нас за то ласкает двор?
Не потому ль, что мой позор
Теперь бы всеми был замечен,
И мог бы в обществе принесть
Вам соблазнительную честь?”

Именно так. И где здесь “влюбился”? Онегин просто запал на неприступную крепость, которую думал взять с наскока, но просчитался. Ему не терпелось превратить Татьяну в свою любовницу (он ведь ничего иного никогда ей и не предлагал), но план его потерпел неудачу.

А все эти трактовки в духе “он увидел, разглядел, оценил, проникся, полюбил, но было поздно” к тексту романа (это ведь роман по пушкинскому определению) отношения не имеют.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *