Очень странно, что ни одной литературоведческой статьи на эту тему нам обнаружить не удалось. А ведь сходство прямо-таки бросается в глаза. Только сходство от противного, вывернутое наизнанку, как мы и сказали в заголовке. Неужели только мы это заметили?

В 1905 году в свет выходит повесть, которая в буквальном смысле потрясла литературную Россию. И, пожалуй, не только литературную. Ни одно другое произведение Александра Куприна не будет иметь настолько мощного резонанса и так бурно обсуждаться в разных кругах российского общества. Речь идет о “Поединке”.

Да, уже есть в багаже “Олеся”, позже появятся “Суламифь” и “Гранатовый браслет” – настоящие жемчужины русской литературы. Но эффект разорвавшейся бомбы – это не про них. Это про “Поединок”.

Нужно ли напоминать сюжет? Ну разве что очень коротко, чтобы вы просто освежили его в памяти.

В провинциальном городке стоит пехотный полк, где идет совершенно обычная скучная жизнь. С попойками, с волочением за замужними дамами, с воинскими тренировками и битьем морд рядовому составу. На этом фоне развивается история поручика Ромашова – мечтательного юноши, который погряз в этом болоте. Но который все-таки понимает, что это болото. Он влюблен в прекрасную Шурочку – умную, амбициозную и глубоко замужнюю. Попутно вляпывается в еще одну интрижку. Ну и кончается все дуэлью.

Бурю эмоций вызвал не столько сам сюжет (хотя и в нем есть очень драматичный финальный выверт с подставой от Шурочки), сколько весьма неприглядная картина положения дел внутри российской армии, нарисованная Куприным со знанием дела. Именно об этом все и спорили, на это обращали внимание, за это хвалили и ругали.

А мы давайте все-таки посмотрим на само устройство повести и сравним ее с лермонтовским “Героем нашего времени”. На каждом шагу нас будет встречать смена полярности.

  • Лермонтовский Печорин представлен прожженным циником, предельно разочарованным и язвительным. Характер у него жесткий и сильный, но иногда он поддается романтическим порывам и дает слабину.
  • У Куприна главным героем выведен восторженный юнец с предельно идеалистичным представлением о службе, об обществе и о самом себе. Плюс ко всему он довольно ведомый и мягкий персонаж, хотя и с проблесками решительности в редкие минуты.
  • Печорин расчетливо заводит роман с княжной Мэри, по факту используя ее для своих целей. Сам же он влюблен в другую женщину – Веру. У поручика Ромашова тоже сложные отношения сразу с двумя дамами, только там все наоборот – используют как пешку именно его.
  • Дело кончается вызовом на дуэль, где Ромашова убивают. Как вы помните, у Печорина тоже случается поединок, но он остается в живых, а гибнет как раз его соперник.
  • Есть у Куприна даже прямая отсылка к эпизоду из главы “Фаталист”. Помните, как Печорин, рискуя жизнью, обезоруживает разбушевавшегося пьяного казака? В “Поединке” Ромашов унимает впавшего в ярость офицера-кавказца Бека. Замена казака на кавказца довольно иронична.
  • Роль Максима Максимыча, известного своей крайней нелюбовью к философским беседам, в купринской повести исполняет поручик Назанский. Он-то как раз очень любит пофилософствовать. И Ромашов чуть ли не в рот ему заглядывает при этом.
Куприн вывернул наизнанку "Героя нашего времени". Так получилась его самая скандальная книга

Это не все переклички, их еще много. Но и перечисленного уже достаточно, чтобы увидеть, как Куприн строит свое произведение на скелете “Героя нашего времени”. Получается, что Ромашов пришел на смену Печорину. Жалко, что этот подтекст так никто толком и не считал.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *