Уже несколько раз мы писали статьи на тему довольно раздражающей манеры BBC составлять книжные рейтинги, где добрые три четверти всех книг англоязычные.
Ну знаете, что-то вроде “Полсотни книг, которые каждый должен прочитать за жизнь”. И там добросовестно перечислена вся английская классика, вся современная американская беллетристика и еще зачем-то всунуты полторы дюжины романов Терри Пратчетта. А на первом месте “Миддлмарч” Джордж Элиот. Ну и Толстой с Достоевским для проформы где-нибудь в пятом десятке.
Объективностью тут, конечно, и не пахнет. Но на наше недоумение по этому поводу в комментариях обычно писали что-то вроде “Хозяин – барин, как хотят, так и составляют, их право”. Ну что ж. Возьмем этот принцип на вооружение и составим свой рейтинг главных книг XX века. И не возьмем туда ни одну англоязычную книгу.
Не потому что среди них нет хороших, не поймите неправильно. Их много – и хороших, и классных, и даже великих. Просто рейтинги BBC создают у многих неправильное ощущение, что литературный процесс в XX веке шел только в англоязычных странах, а во всех остальном мире лишь спорадически что-то путное прорывалось. Так что наш рейтинг эту картину подкорректирует.
Да, и важное уточнение. Ранжировать мы здесь никого не будем. Составляем список в случайном порядке. И еще мы сознательно поставили себе ограничение в одну книгу на автора.
Итак, поехали.
Русская литература
- Михаил Булгаков. “Мастер и Маргарита”
- Михаил Шолохов. “Тихий Дон”
- Иван Бунин “Темные аллеи”
- Александр Грин. “Алые паруса”
- Евгений Замятин. “Мы”
- Максим Горький. “Жизнь Клима Самгина”
- Юрий Олеша. “Три толстяка”
- Вениамин Каверин. “Два капитана”
- Братья Стругацкие. “Трудно быть богом”
- Николай Макаренко. “Педагогическая поэма”
- Алексей Толстой. “Хождение по мукам”
- Ильф и Петров. “Двенадцать стульев”
- Юрий Трифонов. “Дом на набережной”
- Виктор Драгунский. “Денискины рассказы”
- Борис Полевой. “Повесть о настоящем человеке”
- Владислав Крапивин. “Мальчик со шпагой”
- Борис Васильев. “А зори здесь тихие”
- Василь Быков. “Сотников”
- Валентин Распутин. “Прощание с Матерой”
- Чингиз Айтматов. “Плаха”
Французская литература
- Альбер Камю. “Посторонний”
- Франсуаза Саган. “Здравствуй, грусть”
- Симона де Бовуар. “Прелестные картинки”
- Антуан де Сент-Экзюпери. “Маленький принц”
- Луи-Франсуа Селин. “Путешествие на край ночи”
- Марсель Пруст. “В поисках утраченного времени”
- Жан-Поль Сартр. “Тошнота”
- Андре Жид. “Фальшивомонетчики”
- Ромен Роллан. “Кола Брюньон”
- Анатоль Франс. “Боги жаждут”
- Ромен Гари. “Воздушные змеи”
- Борис Виан. “Пена дней”
Немецкая литература
- Эрих Мария Ремарк. “Три товарища”
- Патрик Зюскинд. “Парфюмер”
- Густав Майринк. “Голем”
- Томас Манн. “Волшебная гора”
- Герман Гессе. “Степной волк”
- Франц Кафка. “Процесс”
- Гюнтер Грасс. “Жестяной барабан”
- Генрих Белль. “Глазами клоуна”
- Михаэль Энде. “Бесконечная история”
- Отфрид Пройслер. “Маленькое привидение”
- Роберт Музиль. “Человек без свойств”
- Стефан Цвейг. “Нетерпение сердца”
- Лион Фейхтвангер. “Лисы в винограднике”
- Эльфрида Елинек. “Пианистка”
Латиноамериканская литература
- Жоржи Амаду. “Капитаны песка”
- Алехо Карпентьер. “Весна священная”
- Хулио Кортасар. “Игра в классики”
- Марио Варгас Льоса. “Город и псы”
- Габриэль Гарсиа Маркес. “Сто лет одиночества”
Восточноевропейская литература
- Карел Чапек. “Война с саламандрами”
- Ярослав Гашек. “Похождения бравого солдата Швейка”
- Иво Андрич. “Мост на Дрине”
- Станислав Лем. “Солярис”
- Милорад Павич. “Хазарский словарь”
- Милан Кундера. “Невыносимая легкость бытия”
Итальянская литература
- Умберто Эко. “Имя розы”
- Альберто Моравиа. “Равнодушные”
- Луиджи Пиранделло. “Три персонажа в поисках автора”
Скандинавская и финская литература
- Кнут Гамсун. “Плоды земные”
- Сельма Лагерлеф. “Удивительное путешествие Нильса Хольгерссона с дикими гусями по Швеции”
- Астрид Линдгрен. “Мио, мой Мио”
- Туве Янссон. “Муми-тролль и комета”
- Сигрид Унсет. “Кристин, дочь Лавранса”
Японская литература
- Юкио Мисима. “Золотой храм”
- Кобо Абэ. “Женщина в песках”
- Кавабата Ясунари. “Снежная страна”
- Кэндзабуро Оэ. “Объяли меня воды до души моей”
- Харуки Мураками. “Охота на овец”
Ну вот и набежало 70 наименований. Честно говоря, этот список очень легко было удвоить и утроить. В одном только разделе “Русская литература” прямо-таки просится еще пара десятков авторов. Как минимум. Теперь мы очень хорошо понимаем журналистов BBC – соблазн заполнить половину списка отечественными произведениями очень велик.
Плюс тут перечислена только классика-классика, без совсем уж чистой беллетристики. Если добавить оную, то список вырастет еще на пару сотен наименований. А если взять последовать примеру английских коллег и пачками прописывать произведения одних и тех же писателей, то и до 500 книг легко довести…