Для начала давайте сразу определимся. Культовая – это не значит самая лучшая, самая интересная, самая глубокая или самая скандальная. Хотя все эти качества она тоже может иметь, но они не являются обязательными и определяющими. Культовая – это про другое.

Хороших русских книг в свет выходит, вопреки некоторому предубеждению, немало. Есть прекрасные исторические романы, есть отличная фантастика и фэнтези, есть замечательные произведения на стыке жанров. В том числе и те, которые через полвека назовут классикой.

Но культовая книга – не равно классике. И не равно бестселлеру. И не равно обладателю нацпремий. Хотя у произведения, о котором здесь пойдет речь, премии-то как раз имеются – и приз зрительских симпатий в “Большой книге” 2009 года, и победа в одной из номинаций премии “Странник” и еще целая россыпь наград.

Кстати, приз зрительских симпатий – это уже ближе к теме. Тепло, почти горячо!

Культовая книга, если плясать именно от слова “культ”, тем и отличается. что перерастает саму себя. Она создает вокруг себя целый миф. Или, если хотите, культ. Ее передают из рук в руки, ее держат под подушкой, ее перечитывают по седьмому разу, причем практически без перерыва. Она обрастает читательскими сообществами. О ней горячо спорят. По ней пишут фанфики. Или продолжения. И – главное – это длится годами, что исключает фактор банальной раскрутки.

“Мастер и Маргарита” – культовая книга. “Унесенные ветром” – культовая книга. “Гарри Поттер” – тоже культовая, как бы кто к нему ни относился. Польский “Ведьмак” – в ту же копилку. А в современной России культовая книга – это “Дом, в котором…”

Этот роман Мариам Петросян вышел в 2009 году в издательстве “Гаятри” и сразу заставил о себе говорить. Он стремительно ворвался в высшие литературные круги, обычно довольно нетерпимые к новичкам, если они работают “не в формате”.

А эта книга была именно такая – неформатная. Ощущение, что писательница совершенно не заметила ни одной литературной тенденции девяностых и нулевых годов. Все эти “Букеры” и “Нацбесты” жили своей жизнью, а она – своей, абсолютно перпендикулярной. И создала в итоге новое литературное пространство, существующее по самобытным законам.

Читатель оценил. Читатель вошел в это пространство и стал его изучать, осваиваться там, звать своих друзей и подруг. И через какое-то время вдруг оказалось, что по всей России воцарился негромкий, зачастую даже тайный, но совершенно реальный культ “Дома, в котором…”.

Откройте “ВК”, наберите в поиске название книги и вы увидите, что там есть целый ряд сообществ, посвященных ей. И в этих сообществах – десятки тысяч подписчиков. На “Фикбуке” у “Дома, в котором…” порядка 4500 фанфиков. Ему посвящают стихи и песни – целыми пачками. По его мотивам рисуют тонны артов разной степени таланта. Сфинкса, Слепого, Лорда, Македонского и Табаки косплеят не хуже, чем героев “Ведьмака”.

Настоящий культ!

О чем эта книга, мы здесь рассказывать не будем. Тем более, что трудно представить, как можно такое сложное полотно упихнуть в пару предложений. Вернее можно, но это бессмысленно. Как и практически со всеми культовыми книгами. Вот как вы “Мастера и Маргариту” в две фразы утрамбуете?

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *