Если вы видели фильм “Гете”, вышедший в 2010 году, то могли обратить внимание на то, как там одет великий писатель. Видите это сочетание синего и желтого цветов. Авторы картины достаточно серьезно подошли к своей работе и совершенно сознательно провели параллели между отношениями Гете с Шарлоттой Буфф, показанными в этом фильме, и страданиями юного Вертера по Лотте. Ведь Вертер одевался именно так.
“Долго я не решался сбросить тот простой синий фрак, в котором танцевал с Лоттой; но под конец он стал совсем неприличным. Тогда я заказал новый, такой же точно, и к нему опять желтые панталоны и жилет”.
Синий фрак, желтые панталоны и желтый жилет… Роман о юноше-самоубийце стал настольной книгой для всей европейской читающей публики конца XVIII века, особенно для молодежи. Пылкие юноши в Германии, а также в других странах, начали массово носить точно такой же наряд. Подражать книжным персонажам тогда уже было модным. Причем подражание доходило до самой последней степени – известно, что в этот период в Европе резко выросло количество самоубийц. Но это уже другая история.
Почему Гете так подчеркивал цвета, в которые одевался Вертер? Был ли в этом какой-то художественный смысл или это просто взятый с потолка образ? Тут сразу хочется вспомнить известный анекдот про голубые занавески, в которых учителя литературы обнаруживают глубинные подтексты, неведомые самому автору.
Но в данном случае никаких анекдотов. Смысл совершенно точно был.
К цвету Гете вообще относился крайне неравнодушно. Настолько, что в 1810 году выпустил целый трактат “Учение о цвете”. Трактат научный, на минутку, или, как минимум, претендующий на научность. В нем он излагает свои соображения насчет того, как воспринимаются и как сочетаются цвета. Современные дизайнеры и колористы могут заглянуть в него, там много небезынтересного.
Мишель Пастуро, специалист по истории цвета, пишет о нем так:
“Автор делает синий и желтый основными полюсами своей системы. Он усматривает в сочетании (или в слиянии) двух этих цветов абсолютную хроматическую гармонию. Но если в символическом плане желтый – негативный полюс (пассивный, слабый и холодный цвет), то синий, к которому автор относится с неизменным расположением, – полюс позитивный (активный теплый, сияющий цвет)”.
Гете рассматривает сочетание синего и желтого цветов как самое элементарное из всех, как некую базу. При этом он идет еще дальше и начинает рассуждать о том, какие социальные группы выбирают для себя именно такое сочетание цветов. По его мнению, это характерно для молодежи, поскольку с возрастом человек начинает предпочитать более темные цвета. А вернее, отказывается от цветов как таковых, уходя в черное и белое.
Вертер очень молод, и все его недостатки – это типичные недостатки молодости. Поэтому писатель так настойчиво подчеркивает цвет его костюма. Одновременно это указывает на то, что ничего сверхординарного этот персонаж из себя не представляет. Вертер не романтический герой в литературоведческом понимании, он типичен. Поэтому так любит фундаментальные, в представлении Гете, цвета.
Роман “Страдания юного Вертера” относится к жанру сентиментальной прозы, где типичность героя как раз важна. Это уже не классицизм с героем идеализированным, но еще и не романтизм с героем необыкновенным. Однако тут уже есть небольшой мостик к будущему романтизму – это синий цвет фрака. Синий (он же – голубой) для ранних романтиков станет символом стремления к недосягаемой мечте. Вспомним “Голубой цветок” Новалиса в начале XIX века.
Вот такие голубые занавески. Точнее, сине-желтые костюмы…