Идет-бредет усталая девушка по лесу, чудом избегнув смерти, и вдруг видит – дом стоит на лесной поляне. Заходит она туда, осматривается – нет никого. Остается она там, ждать хозяев, ибо сил нет больше никаких блуждать по чащобам. А вечером хозяева и появляются. Это богатыри. Или гномы. Или просто охотники. Или еще кто – в зависимости от того, какую именно сказку вы читаете.

В общем, сюжет вам, конечно, знаком. Он и в сказке о мертвой царевне нам встречался, и в “Белоснежке” и еще много где. И везде таинственные обитатели лесного дома встречают несчастную девушку очень тепло. называют ее сестрицей и клянутся быть ей братьями.

Как многим из вас известно, волшебные сказки обычно имеют некую историческую основу, восходящую еще ко временам первобытно-общинного строя. Очень хорошо это продемонстрировал в целом ряде своих трудов знаменитый советский ученый Владимир Пропп. Впрочем, не он один, конечно.

Какая же основа кроется под историей про лесной дом и “сестрицу”?

Материалы фольклористов и этнографов показывают, что у разных племен по всем уголкам земного шара существовали так называемые “мужские союзы”. Обычно это были группировки охотников, которые уходили в лес и жили там в отдельном доме. Сама охота была предельно сакрализована, поэтому нужно было хранить в тайне от остального племени многочисленные ритуалы. сопровождавшие ее.

Попадание юношей в лесные дома предварялось их инициацией, которая также нашла весьма глубокое отражение в сказках. Но это отдельная большая тема. А сейчас давайте подумаем вот о чем. Кто ухаживал за лесным домом? Кто наводил там порядок, готовил еду на ораву охотников? Да-да, там действительно были женщины.

Опять же, есть многочисленные свидетельства о том, что в каждом мужском доме была какая-нибудь девушка (или несколько), которая приходила из племени. В ее обязанности входило в том числе и делить ложе с кем-то из охотников. А порой и с несколькими. Но без всякого принуждения. Девушкам предоставлялось право самим выбирать, кому они окажут свое расположение.

“Девушки, живущие в мужских домах, не подвергались никакому презрению. Родители даже сами побуждали их вступать туда… В этих домах обычно имеется одна или несколько незамужних девушек, которые часто являются временной собственностью молодых людей”, – приводит Пропп цитату из трудов британского этнографа Уильяма Вэбстера.

Отношение к “сестрицам”, живущим в лесных домах, всегда было очень уважительное. Она могла в итоге выйти замуж за кого-то из охотников. Но если не хотела, то просто возвращалась домой. И никто в племени не спрашивал о том, что она делала в лесном доме. Это было табу.

Таковы этнографические материалы.

Сказка, однако, в этом случае, как и в других, не буквально воспроизводит древние ритуалы, а как бы спорит с ними. Если, например, в древности были обычаи человеческих жертвоприношений, то в сказках герой спасает обреченную на смерть царевну. И в этом случае то же самое – сказка меняет знаки и утверждает, что с “сестрицей” в лесном доме никто не спал.

Все это чрезвычайно интересно. Правда, трудно после таких сведений прежними глазами смотреть на любимые сказки нашего детства. Воистину, во многом знании многая печаль…

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *