Идет-бредет усталая девушка по лесу, чудом избегнув смерти, и вдруг видит – дом стоит на лесной поляне. Заходит она туда, осматривается – нет никого. Остается она там, ждать хозяев, ибо сил нет больше никаких блуждать по чащобам. А вечером хозяева и появляются. Это богатыри. Или гномы. Или просто охотники. Или еще кто – в зависимости от того, какую именно сказку вы читаете.
В общем, сюжет вам, конечно, знаком. Он и в сказке о мертвой царевне нам встречался, и в “Белоснежке” и еще много где. И везде таинственные обитатели лесного дома встречают несчастную девушку очень тепло. называют ее сестрицей и клянутся быть ей братьями.
Как многим из вас известно, волшебные сказки обычно имеют некую историческую основу, восходящую еще ко временам первобытно-общинного строя. Очень хорошо это продемонстрировал в целом ряде своих трудов знаменитый советский ученый Владимир Пропп. Впрочем, не он один, конечно.
Какая же основа кроется под историей про лесной дом и “сестрицу”?
Материалы фольклористов и этнографов показывают, что у разных племен по всем уголкам земного шара существовали так называемые “мужские союзы”. Обычно это были группировки охотников, которые уходили в лес и жили там в отдельном доме. Сама охота была предельно сакрализована, поэтому нужно было хранить в тайне от остального племени многочисленные ритуалы. сопровождавшие ее.
Попадание юношей в лесные дома предварялось их инициацией, которая также нашла весьма глубокое отражение в сказках. Но это отдельная большая тема. А сейчас давайте подумаем вот о чем. Кто ухаживал за лесным домом? Кто наводил там порядок, готовил еду на ораву охотников? Да-да, там действительно были женщины.
Опять же, есть многочисленные свидетельства о том, что в каждом мужском доме была какая-нибудь девушка (или несколько), которая приходила из племени. В ее обязанности входило в том числе и делить ложе с кем-то из охотников. А порой и с несколькими. Но без всякого принуждения. Девушкам предоставлялось право самим выбирать, кому они окажут свое расположение.
“Девушки, живущие в мужских домах, не подвергались никакому презрению. Родители даже сами побуждали их вступать туда… В этих домах обычно имеется одна или несколько незамужних девушек, которые часто являются временной собственностью молодых людей”, – приводит Пропп цитату из трудов британского этнографа Уильяма Вэбстера.
Отношение к “сестрицам”, живущим в лесных домах, всегда было очень уважительное. Она могла в итоге выйти замуж за кого-то из охотников. Но если не хотела, то просто возвращалась домой. И никто в племени не спрашивал о том, что она делала в лесном доме. Это было табу.
Таковы этнографические материалы.
Сказка, однако, в этом случае, как и в других, не буквально воспроизводит древние ритуалы, а как бы спорит с ними. Если, например, в древности были обычаи человеческих жертвоприношений, то в сказках герой спасает обреченную на смерть царевну. И в этом случае то же самое – сказка меняет знаки и утверждает, что с “сестрицей” в лесном доме никто не спал.
Все это чрезвычайно интересно. Правда, трудно после таких сведений прежними глазами смотреть на любимые сказки нашего детства. Воистину, во многом знании многая печаль…