Знакомьтесь, дорогие читатели. Вот этот уважаемый господин (тут на самом деле без иронии), живший двести лет назад. Зовут его Михаил Максимович, он крупный специалист по ботанике, а еще страстный поклонник малороссийского фольклора.

Родился он в селе Тымковщина в Полтавской губернии Российской империи. Сейчас это село Богуславец в Черкасской области Украины. Места, как видите, вполне гоголевские – и по колориту, и по языку, и по ассортименту разных народных преданий, баек и легенд. Позже это сильно откликнется в Максимовиче.

Но поначалу он рвался в Москву. Юноша был одарен и любознателен, дорога ему лежала прямо в Московский университет. Поступил он туда в 1819 году и поначалу учился на отделении словесных наук, но вскоре не на шутку увлекся ботаникой. Преподавал ему этот предмет Георг Франц Гофман, видный ученый, первый директор Ботанического сада Московского университета.

В ботанике Михаил Максимович оказался настолько хорош, что после окончания университета ему предложили остаться там работать, видя в нем достойную смену уже весьма пожилому Гофману. И юноша оправдал эти надежды. Он защитил магистерскую диссертацию “О системах растительного царства”, а в 1826 году сменил своего учителя на посту директора Ботанического сада.

Спросите у современных ботаников про Максимовича, они вам скажут, что это один столпов отечественной науки. Именно он, кстати, ввел в научный оборот огромное количество терминов, которыми до сих пор пользуются русские специалисты в этой области.

Кроме ботаники, сердце профессора Михаила Максимовича было отдано еще двум страстям – литературе и истории. Впрочем, для него они сливались в одну, ибо он был большим поклонником литературы не авторской, а народной. Его живо интересовал фольклор Малороссии и древнерусские тексты. Максимович, кстати, был горячим поклонником “Слова о полку Игореве”.

В 1827 году он издал “Малороссийские песни”, которые имели большой успех в обеих столицах. Этот сборник фольклора Максимович полагал очередным шагом в русле общей славянофильской тенденции и роста интереса к русскому наследию. То есть, подчеркнем еще раз, он не отделял малороссийский фольклор от всего огромного пласта русской культуры.

Знакомьтесь, дорогие читатели. Вот этот уважаемый господин (тут на самом деле без иронии), живший двести лет назад.-2

В доказательство приведем его собственные слова из предисловия к сборнику:

“Наступило, кажется, то время, когда познают истинную цену народности, начинает уже сбываться желание: да создастся поэзия истинно русская”.

Изучение фольклора заставляет Максимовича все глубже и глубже погружаться в историю Древней Руси, где лежат все его истоки. Он пишет “Историю древней русской словесности”, он изучает начальный период книгопечатания в Киеве, он исследует времена Богдана Хмельницкого, вникает в историю казачества.

В 1833 году в Киеве указом императора Николая I по ходатайству министра народного просвещения графа Уварова открывается университет имени Святого Владимира. Его первым ректором Уваров предлагает назначить… Максимовича.

Уважаемый профессор кафедры ботаники вынужден отправиться из Москвы в Киев. Не сказать, чтобы он горел восторгом от этого назначения. Работа обширная, трудная, не совсем по его профилю. Через год он уже сложит с себя полномочия.

Но сам факт показывает, каким авторитетом он пользовался тогда и какое большое значение придавалось его историческим и литературным увлечениям. Ведь именно его труды в этих сферах оказались наиболее весомым аргументом для графа Уварова.

В 1830-е годы Михаил Максимович много пишет на историческую тематику. В 1837 году из-под его пера выходит работа “Откуда идет русская земля”. И вот именно там впервые прозвучал важный термин “Киевская Русь”. Максимович ввел его, чтобы различать временные периоды существования Древнерусского государства.

Знакомьтесь, дорогие читатели. Вот этот уважаемый господин (тут на самом деле без иронии), живший двести лет назад.-3

Термин, придуманный Максимовичем, приживался медленно. Однако в двадцатом веке он уже прочно поселился в учебниках истории, и многие до сих пор думают, что государство наших предков так и называлось. На самом деле его жители говорили просто – Русь. Или Русская земля.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *