О том, что рифмовать глаголы – это дурной тон, сегодня знают даже начинающие поэты. Для многих это вообще стало чуть ли не единственным формальным критерием, по которому оцениваются стихи. Это, мол, плохо, тут глагольные рифмы, даже читать не смог…

Правда, тут есть одна проблема. Глагольные рифмы глагольным рифмам рознь. В определенных случаях “обручить” два глагола в стихах вполне можно. И это даже будет выглядеть очень стильно и классно. Есть такая разновидность глагольной рифмы, которая звучит богато.

Но прежде чем о ней рассказать, давайте разберемся, чем вообще плоха глагольная рифма как таковая. Почему вдруг возник негласный запрет на нее? Для тех же начинающих поэтов (не всех, но многих) этот запрет выглядит не особо мотивированным. Они просто принимают его как должное, но не вникают в суть.

Возьмем для примера несколько глагольных рифм и приглядимся к ним:

петь – гореть, дышать – страдать, жить – тужить, пишу – грешу

Что в них такого особенного? Чем они похожи друг на друга? А все очень просто – рифмами их делает только схожесть флексий. По сути, берутся одни и те же суффиксы и окончания и рифмуются друг с другом. Остальная часть слова в рифмообразовании практически не участвует.

Это так называемая грамматическая рифма, которая в поэзии считается бедной. Причем в грамматических рифмах могут встречаться не только глаголы, но и прилагательные (прекрасный – опасный), и существительные (огонек – уголек) и т.д.

Согласитесь, что рифмовать один и тот же суффикс с самим собой – это максимально просто и максимально скучно, тут нет и тени творчества. Поэтому такие рифмы ухо не воспринимает как интересное решение.

Если одна такая проскользнет на целое стихотворение, то ничего страшного в этом нет. Ведь читательское внимание тоже неоднородно – ему нужно временами ослабевать, чтобы потом сконцентрироваться на ударных моментах. Но перебор с грамматическими рифмами делает стихотворение скучным.

Так вот. Все вышесказанное не означает, что глаголы чем-то плохи и их нельзя рифмовать. Можно. Но для того, чтобы рифма получилась действительно классной, в ней должны участвовать не только суффиксы и окончания. То есть она должна быть глагольной, но не грамматической.

А что для этого нужно сделать? Правильно, срифмовать корень. Тогда рифма получится богатой, несмотря на совпадение суффиксов, окончаний и приставок. Более того, наличие целой грозди одинаковых флексий при рифмующемся корне делает глагольную рифму особенно звучной и выразительной.

Вот примеры отличных глагольных рифм:

расправил – расплавил, свернул – сверкнул, выстрелил – выстелил

Заметили принципиальную разницу с предыдущими примерами? А ведь по формальному признаку эти рифмы тоже можно назвать глагольными. Вот только пенять на них язык не повернется у того, кто чувствует русский язык и хоть немного разбирается в поэзии.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *