В последнее время в отзывах на разные фильмы и сериалы часто встречаются фразочки вроде “арка героя не раскрыта, ставлю минус” или “крутая арка у персонажа, сериал огонь”. То есть термин явно ушел в народ и активно там обживается.

Что это вообще за арка такая? Давайте разберемся.

Идея здесь следующая. В любом произведении есть некий набор героев – главные и второстепенные. По мере развития сюжета с ними происходят разные события, завязываются конфликты, история достигает кульминации, потом наступает развязка. В общем, классика жанра. Но следить за историей интересно, если ее герои как-то меняются.

Например, в начале повествования наш протагонист был наивным юношей, а в финале стал познавшим жизнь циником. Или, наоборот, в первых главах мы знакомимся с прожженным эгоистом, а к концу он начинает ценить окружающих и делать им рождественские подарки (привет Чарлзу Диккенсу!).

Согласитесь, странно было бы прочитать рассказ про скрягу Скруджа, который после своего знакомства с духами ничего бы не понял и остался бы точно таким же скрягой, как в самом начале?

Вот эта трансформация героя и называется аркой. Он как будто проходит по дуге из одного состояния в другое.

Арка персонажа. Что это такое и почему так называется?

Не обязательно преображение должно быть тотальным. Часто перемены бывают достаточно скромными – герой немножко осмелел, или окончательно уверился в своем предназначении, или закрыл какой-то давний гештальт и теперь может двигаться дальше. Главное, чтобы произошло некое движение души.

А если не происходит? Такое тоже возможно в произведениях, где ключевую роль играет сам сюжет. Например, в детективах. Там задача Пуаро или Холмса состоит не в том, чтобы поменяться, а в том, чтобы раскрыть преступление. И читатель концентрируется именно на этом. Такая арка называется плоской.

Впрочем, в последнее время авторы детективов стараются своего персонажа все-таки тоже менять. Рассказывать историю не только про преступление, но и про сыщика. Иногда даже так увлекаются, что сама детективная составляющая оказывается третьестепенной. Наверное, такие детективы и детективами-то неправильно называть. Но мы отвлеклись…

А откуда в принципе взялся этот термин? Пользовались ли им классические писатели? Тот же Диккенс? Или Хемингуэй? Или Шолохов? Что ж, принцип этот был им, разумеется, знаком, но термина арка они не знали.

Он появился довольно поздно и пришел в литературу из мира кино. Чем отличается сценарий фильма от полноценного литературного произведения? Тем, что очень четко обозначает схему движения сюжета. И тем, что придает ключевое значение тому, как удержать зрительское внимание. В нем все рассчитано по минутам и даже секундам.

Поэтому у сценаристов в итоге наработались шаблонные приемы и появились термины, их обозначающие. В том числе и пресловутая арка. Считается, что впервые словосочетание “сюжетная арка” было использовано при подготовке сценария к сериалу “Умник”, выходившему в США с 1987 по 1990 гг.

Да, “арке” порядка 35 лет. Но еще раз подчеркнем, что сама идея была достаточно очевидна и эксплуатировалась мировой литературой с незапамятных времен.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *