В 1956 году французский режиссер Роже Вадим снял фильм “И Бог создал женщину”, с которого началась головокружительная карьера Брижит Бардо. Образ дикой и соблазнительной приморской девчонки, кружащей голову всем мужчинам в пределах досягаемости, стал визитной карточкой актрисы. Говорили, что она не играет, а живет в кадре. И так оно и было – режиссер настаивал, чтобы все сцены с ее участием были сняты с одного дубля. Это позволяло сохранить максимальную естественность.
Вкратце напомним сюжет.
В Сент-Тропе живет юная девушка Жюльетт, обожающая танцы, веселье и флирт с мужчинами. О ее поведении ходит много фривольных слухов, репутация у нее весьма подпорчена. Она влюблена в Антуана Тардье, он тоже к ней неровно дышит, но замуж брать не хочет. А вот его брат Мишель готов жениться на Жюльетт, несмотря ни на что.
После свадьбы разыгрывается драма. Жюльетт изменяет мужу с его братом, Мишель в стреляет в нее из пистолета, но промахивается. Пулю, предназначенную девушке, ловит местный богач Эрик Карадин. Впрочем, ранение легкое. Карадин тоже имеет виды на Жюльетт и неоднократно предлагает ей роль его содержанки.
Пересказ получился так себе, потому что такие фильмы пересказывать вообще нельзя. Их надо смотреть, потому что весь смысл не в том, кто с кем изменил, а в образе самой Жюльетт. В том, как эту героиню воплотила Бриджит Бордо.
Но по крайней мере теперь мы можем перейти к теме, заявленной в заголовке. Казалось бы, при чем тут пьеса Николая Островского? Разве похожа легкая и звонкая, вечно приплясывающая и напевающая Жюльетт на нашу Ларису Огудалову из поволжской провинции?
Как ни странно, да. Перед нами, по сути, картина, снятая по мотивам “Бесприданницы”.
Здесь есть харизматичный Антуан, в которого влюблена героиня и который готов с ней только развлечься. Типичный Паратов. Его пытается забыть Жюльетт, но чувства оказываются сильнее ее. В какой-то момент она не выдерживает…
Здесь есть свой Карандышев, мягкий, добрый и нелюбимый. Узнав об измене жены, он хватается за пистолет. Сцена с Мишелем, целящимся в Жюльетт, неизбежно вызывает в памяти аналогичную сцену из русской пьесы с Карандышевым и Ларисой. Так и чудится, что сейчас он выкрикнет: “Так не доставайся ж ты никому!”
Здесь есть и свой Кнуров в лице владельца казино Эрика Карадина. Он тоже зовет девушку в путешествие, где хочет осыпать ее бриллиантами. Понятно, на каких условиях.
Ну и сама Жюльетт… А что, разве в Ларисе нет дерзости и стремления жить не в клетке, а на свободе. Разве она не задыхается в маленьком мещанском портовом городке, точь-в-точь как Жюльетт? Да, все не так искристо и знойно, краски глуше, чувства сдержаннее. Но если выкрутить все настройки на максимум, то получится такая же героиня.
Мог ли Роже Вадим снять свой фильм, взяв за основу пьесу “Бесприданница”? Знал ли он вообще эту пьесу? Еще как знал! Ведь он сын русского эмигранта. Роже Вадим – это его сценический псевдоним, а в действительности его звали Вадим Племянников. И поначалу он планировал избрать театральную карьеру – окончил школу актерского мастерства, играл в спектаклях.
Так что да, без влияния русской классики тут не обошлось. Другое дело, что известный сюжет понадобился режиссеру не для того, чтобы пересказать пьесу на новый лад. Как мы уже писали выше, суть картины вообще не в этом, а в самой Брижит Бардо.
“Сама фабула этого фильма служила лишь предлогом, чтобы показать совершенно особый персонаж, главную героиню”, – признавался позже Роже Вадим. Вряд ли у кого-то повернется язык сказать, что ему это не удалось.