Когда говоришь о дальних путешествиях наших писателей и поэтов, живших сто лет назад, на ум обычно приходит в первую очередь Николай Гумилев с его то ли тремя, то ли четырьмя поездками в Африку.
Его странствия по Абиссинии – это, конечно, очень ярко и интересно, сразу запоминается. Но певец “конквистадоров в панцире железном” не был единственным непоседой среди своих коллег по Серебряному веку. И Абиссиния – отнюдь не самая далекая точка, до которой добирались наши классики.
Чехов на Цейлоне
Великого русского драматурга и писателя Антона Павловича Чехова мы помним не только по пьесам, но и по документальному произведению “Остров Сахалин”. Писал он его, что называется, с натуры. Отправился из Москвы через всю Россию, добрался до Сахалина, провел там три месяца в колонии. А вот назад решил возвращаться более удобным и расслабленным маршрутом – на корабле, огибая Индию.
Одну из остановок Чехов сделал на острове Цейлон, где прекрасно провел время. Сейчас этот остров зовется Шри-Ланка.
Андрей Белый в Тунисе
Примерно в те же годы, что и Гумилев, путешествие в Африку совершил и Андрей Белый. Только маршрут был несколько иной. Его притянул к себе Тунис – унылая мавританская глушь, поглотившая останки великого Карфагена.
Он жил там в небольшой деревне посреди фиников и пальм, мечтая о том, как пересечет однажды Сахару и вообще – двинется на юг Африки. Но потом передумал и отправился на восток – к египетским пирамидам.
Хлебников в Персии
Один из самых непонятных, а возможно, и самых гениальных поэтов России начала XX века оказался в годы гражданской войны на берегах Каспия в Баку. Там он поднимал революционный дух бойцов Красной Армии, рисуя плакаты и читая лекции.
Вместе с одним из отрядов Красной Армии Велимир Хлебников отправился в апреле 1921 года в Персию. Там он провел чуть ли не полгода, свел знакомство с местными дервишами и даже работал воспитателем детей у какого-то вельможи.
Бунин в Палестине
В 1907 году Иван Бунин, уже ставший к тому моменту знаменитым русским писателем предпринял очередное путешествие. Ездить по миру он вообще любил. Но в этот раз решил, что нужно непременно побывать в Святой земле.
На берег с борта корабля он сошел в Яффе, а потом побывал во всех значимых городах Палестины – от Вифлеема до Иерихона. Само собой особой место в этой поездке было отведено посещению Иерусалима.
Бурлюк в Японии
Один из видных отечественных футуристов, друг и старший соратник Владимира Маяковского, два года прожил в Японии. Он попал туда не совсем по своей воле. Просто после революции оказался на стороне белых и отступал вместе с ними на восток, пока не оказался во Владивостоке. оттуда в 1920 году и перебрался на Японские острова.
В Стране Восходящего Солнца Бурлюк беспрерывно рисовал картины с японскими мотивами. Они пользовались спросом, в результате ему удалось скопить денег на переезд в Америку.
Бальмонт в Полинезии
Самый неугомонный и неутомимый путешественник Серебряного века – это, пожалуй, Константин Бальмонт. Не ожидали? Нам он известен, в основном, как один из отцов русского символизма, автор знаменитого сборника “Будем как солнце. Книга символов”. В нем билось страстное сердце, которое однажды привело его на московские баррикады в годы первой революции. После чего поэту пришлось эмигрировать.
За границей Бальмонту не сиделось на месте. Куда его только не заносила судьба! Он предпринял большое путешествие по южному полушарию, побывал в Новой Зеландии и Австралии, но больше всего ему понравилось знакомство с аборигенами Полинезии.
На этом, пожалуй, закончим. Но имейте в виду, что список далеко не полный. Наши писатели и поэты домоседством отнюдь не отличались. Элементарную поездку по Европе совершил практически каждый. Да и до Америки добирались многие. Не оставались без внимания и другие континенты. Так что можете дополнить этот перечень в комментариях, если вспомните кого-то еще в экзотических странах.