Воевать с немцами пришлось не только поэту Николаю Гумилеву, но и его сыну, историку и тоже поэту Льву. Но военный путь его был гораздо тернистее.
Начало Великой Отечественной Лев Гумилев встретил в Норильске, в лагере, где отбывал пятилетнее заключение. Попал он туда студентом четвертого курса по обвинению в антисоветском заговоре. Сам будущий ученый вспоминал, что не сдержался на лекции, когда преподаватель стал оскорблять отца.
Срок его истек 9 марта 1943 года, но уезжать из Норильска Гумилеву было запрещено до конца войны. Через полтора года, уже осенью 1944 года он, наконец, в благодарность за открытие месторождения железа на Нижней Тунгуске добился разрешения отправиться на фронт.
Лев Гумилев угодил как раз к началу Висло-Одерской наступательной операции. Служил он в зенитно-артиллерийском полку. Командир его батареи невзлюбил новичка.
– Когда под городом Тойпицем я поднял батарею по тревоге, чтобы отразить немецкую контратаку, был сделан вид, что я тут ни при чем и контратаки никакой не было, и за это я не получил ни малейшей награды, – вспоминал позже Гумилев.
А вот свидетельства его сослуживцев:
– Представляете, стоит батарея на Одере – пикируют на них немецкие самолеты…, а Гумилев выходит на берег и читает Гете!.. Командир батареи ему говорит: “Ну, ты, Гумилев, даешь!”
После окончания войны Гумилев-младший получил две медали: “За взятие Берлина” и “За победу над Германией”. Напомним, что его отец имел два Георгиевских креста за храбрость.