Тут есть любопытная литературная отсылка, которую наверняка заметили знатоки американской фантастики. Да-да, мы уже видим, как вы киваете. Ведь киваете, правда? Ладно, небольшая подсказка – вспомните роман Роберта Хайнлайна “Чужак в стране чужой”.
Книга вышла в свет еще в 1961 году и сразу получила статус “библии контркультуры”. Время было такое – битники, хиппи, свободная любовь и тяга к полному переустройству мира. Ваше общество прогнило, да здравствует свобода, да здравствует новая мораль. До Красного мая и “Вудстока” еще далеко, но их предвестие уже витает в воздухе.
И Хайнлайн эти предвестия очень четко уловил. Он вообще был довольно внимателен к такой повестке. Пацифистом его не назовешь, но вот в том, что касалось новых форм интимных отношения между мужчиной и женщиной, он был мегапрогрессивным. Во многих его произведениях так или иначе прослеживается идея полиамории. То бишь свободы в сексуальном плане для обоих партнеров.
В романе “Чужак в стране чужой” этой теме отведено солидное место. Причем не просто описанию самого процесса, а его теоретическому обоснованию Хиппи сразу сочли эту книгу манифестом свободной любви.
Но дайте ближе к гроку, гроканию, огрокиванию и прочим словечкам с этим корнем. Тут нужно немного про сюжет рассказать.
В центре внимания фигура Майкла. Это некий человеческий “маугли”, которого вырастили марсиане. Так уж получилось. Марсиане в романе Хайнлайна – это особый вид разумных существ, сильно отличающийся от землян. Они ушли далеко вперед в плане разных паранормальных явлений – телепатии, телепортации. И, наверное, в плане интеллекта тоже. Хайнлайновские марсиане – это квинтэссенция модных в то время теорий про разную псионику, биополя и “человек использует полпроцента своего мозга”.
В общем, воспитанный марсианами Майкл свой мозг явно использует на все сто, потому что обладает множеством сверхспособностей. А еще у него совершенно неземная мораль – он не понимает и не принимает всех этих смешных рамок и ограничений, которые напридумывали себе земляне. В плане секса тоже, ага, но это частности.
Так вот. Ключевое понятие романа – это грок. Любое явление Майклу нужно грокнуть. Так принято у марсиан. Перевести адекватно, что значит грок, очень трудно. Скажем так, это полное проникновение в суть явления, после которого ты его принимаешь в себя, сливаешься с ним. Как в нирване разум сливается с абсолютом. И когда предмет грокнут (да, предметы тоже можно грокать), с ним можно делать что угодно. Можно его “исчезнуть”. Можно переместить в любую точку пространства.
Людей тоже можно огрокивать – и это для Майкла высшая форма любви. Хотя можно грокать их и по-другому, тогда они просто исчезают. Этим наш марсианин периодически пользуется, когда ему или его друзьям угрожает опасность. В общем, что угодно можно творить с человеком, если ты его грокнул.
Ну ладно, не будем доводить ваш мозг до точки кипения, все равно лучше Хайнлайна нам это не передать. Так что если нужна более подробная информация, грокните его книгу.
А мы подходим к логическому финалу этой истории. Термин “грок”, что называется, пошел в народ. В Америке шестидесятых-семидесятых его знал практически каждый. Но вот в восьмидесятые его подгребли под себя программисты. Словом “грок” было удобно обозначать профессиональное овладение компьютерным кодом. Понимаете, куда мы ведем? Гроканием стали заниматься самые продвинутые айтишники. а финальная степень грока – это создание искусственного интеллекта.
Так что со стороны Илона Маска назвать свой новый чатбот именем Grok было очень логично.