Даже интересно, как синхронно порой в литературу приходят какие-то тематические волны и в разных странах начинают выходить произведения схожей направленности и схожего масштаба.
Именно поэтому мы и решили в свое время запустить эту рубрику, где даем срез мировой литературы по годам. Это открывает возможность более глубоко погрузиться в литературный процесс, увидеть его глазами читателя-современника.
Итак, сегодня у нас 1862 год, который стал, похоже, годом исторических произведений. В сегодняшней подборке есть только одно исключение. Но это исключение такого масштаба, что его нельзя ни подвинуть, ни обойти вниманием. С него собственно и начнем.
“Отцы и дети”
Совершенная классика, школьная программа, огромный резонанс, место в золотом фонде мировой литературы. Что еще нужно сказать, чтобы описать это произведение великого русского писателя Ивана Тургенева? Да ничего, вы и сами все прекрасно знаете.
Незамысловатая история знакомства нигилиста Евгения Базарова с семьей его приятеля Аркадия Кирсанова, а также его отношений с Анной Одинцовой оказалась одним из наиболее значительных романов эпохи. По крайней мере, для русской аудитории это именно так. А сам Базаров стал героем (или антигероем) поколения.
“Князь Серебряный”
А вот эта книга, опубликованная в 1862 году Алексеем Константиновичем Толстым (приходится обязательно упоминать отчество), в школьную программу вроде бы не входит. Но популярность у нее в свое время была тоже огромная.
Толстой написал отличный исторический роман о временах опричинины. Он опасался, что с изданием будут сложности из-за цензуры, но императорской чете книга очень понравилась, так что в свет она сразу вышла без каких-либо купюр.
“Отверженные”
В этом году, видимо, в Европе был большой спрос на масштабные и драматичные исторические полотна. Во Франции Виктор Гюго издает свой бессмертный хит – роман “Отверженные”, в котором рисует картину жизни Французов в эпоху Реставрации Бурбонов.
Эту книгу, пожалуй, можно считать его главным произведением, а также одним из главных романов всей французской литературы XIX века. Образы Козетты, Гавроша, Жана Вальжана и сыщика Жавера оказались невероятно яркими и полнокровными.
“Сигурд Злой”
А в Норвегии тем временем драматург Бьёрнстьерне Бьёрнсон публикует трилогию “Сигурд Злой”, написанную на основе бурной биографии реального средневекового конунга Сигурда Слембе. Литературоведы подчеркивают, что Бьёрнсон вдохновлялся историческим драмами Шекспира и хотел создать нечто подобное на норвежском материале.
Сейчас за пределами Норвегии и это произведение, и сам Бёрнсон почти неизвестны. Однако будем помнить, что в тот период его творчество не осталось незамеченным. Он сильно повлиял на Генрика Ибсена, а позже вообще стал первым норвежским лауреатом Нобелевской премии по литературе.
“Саламбо”
И закончим мы этот перечень еще одним историческим романом, написанным во Франции. Его автор Гюстав Флобер, который так устал от своей “Госпожи Бовари”, что решил переключиться сразу на времена Древнего Карфагена.
Роман “Саламбо” оказался безумно популярным и моментально ввел в моду все “пуническое”. Свою роль сыграл и сам чувственный образ заглавной главной героини вкупе с довольно откровенными для того времени описаниями. На русский язык книгу, кстати, перевели в этом же году и сразу опубликовали в “Отечественных записках”.
Еще в Новгороде в 1862 году открыли знаменитый памятник “Тысячелетие России”, а в “Комеди Франсэз” дебютировала Сара Бернар.