Есть мнение, что в Соединенных Штатах на уроках литературы проходят разное фэнтези и вообще дико увлекательную литературу. Еще есть мнение, что там вообще нет единой программы, поэтому каждый учитель составляет свой собственный список книг для чтения. И слыша об этом, российские родители очень сильно негодуют в адрес наших школ. Зачем Толстой, зачем Достоевский, зачем Тургенев, давайте читать “Гарри Поттера” лучше…
Что хочется сказать по этому поводу. Не нужно пересказывать друг другу разные слухи. Лучше поинтересоваться, как дело со школьным чтением обстоит в Америке в реальности.
Там действительно единого на всю страну списка школьной литературы не существует. Однако в каждом штате все-таки есть свой перечень рекомендуемых для изучения книг. И вот из этого перечня школьные учителя и формируют свои личные списки. То есть ситуации, когда фанат детективов решит составить всю программу для своего класса из произведений Агаты Кристи, Чейза и Ю Несбё, невозможны в принципе.
Ну а для того, чтобы понимать, какого рода книги изучают в американских школах, лучше всего зайти на Reddit и задать соответствующий вопрос. Там все очень четко расскажут с конкретными примерами. Приведем вам список книг, который фигурирует в одном из ответов:
Beowulf (“Беовульф”)
Greek plays like Antigone and Odyssey (Греческие произведения вроде “Антигоны” и “Одиссеи”)
Chaucer (Чосер)
Various Shakespeare plays (Разные пьесы Шекспира)
The stories of Edgar Allan Poe (Рассказы Эдгара Аллана По)
The Catcher in the Rye (“Над пропастью во ржи”)
Of Mice and Men (“О мышах и людях”)
1984 (“1984”)
Fahrenheit 451 (“451 по Фаренгейту”)
The Great Gatsby (“Великий Гэтсби”)
As I Lay Dying “Когда я умирала”)
The Grapes of Wrath (“Гроздья гнева”)
Night (“Ночь”)
The Diary of Anne Frank (“Дневник Анны Франк”)
I Know Why The Caged Bird Sings (“Я знаю, почему птица в клетке поет”)
To Kill A Mockingbird (“Убить пересмешника”)
Список не полный, парень по памяти накидал. Но надо понимать, что перечислил он здесь самые запомнившиеся вещи. Остальное его, видимо, вообще не впечатлило.
И что мы здесь видим? Где тут Толкин и Роулинг? Достаточно серьезная литература, большая часть которой читается отнюдь не проще русской классики. Те, кто вздыхают над Толстым или Шолоховым, могут попробовать почитать “Гроздья гнева” Стейнбека. Книга на самом деле отличная, даже великая, но с наскоку ее не одолеешь. В плане восприятия достаточно тяжелая.
А еще в списке есть средневековый Чосер, на фоне которого все жалобы на тяжелый и непонятный язык Державина и Фонвизина кажутся детским садом. Кстати, Шекспир для американских школьников тоже не сахар. Мы-то читаем его в сильно приглаженных переводах, а в оригинале его язык зачастую весьма устарел.
Да, попадаются и более доступные книги из двадцатого века – Брэдбери, например. Он легко читается. Но, простите, а разве трудно читается наш Булгаков, который есть в школьной программе?
А если учесть, что американским детишкам запихнули в список мощные эпосы вроде “Беовульфа” или “Одиссеи”, то еще вопрос, у кого программа тяжелее. Хотя на самом деле, в таком вопросе вообще нет смысла. Все примерно одинаково. Нигде нет такого, чтобы школьникам давали одну беллетристику. Иначе какой смысл в самих уроках литературы?
Фэнтези они и сами прочитают, а вот свести знакомство с классикой обязаны именно в школе, чтобы научиться читать и понимать такие книги. Потом будет поздно. Из тех, кто в школе на литературе спал, до классики в более старшем возрасте добираются единицы. Подавляющее же большинство таких сонь просто выпадает из культурного контекста своей собственной страны.