В XVIII веке молодой Российской империи понадобилась собственная древность по типу европейской античности: герои, мифы и развитый пантеон богов. Российские публицисты того времени захотели «подкорректировать» исторические реалии собственной страны на европейский манер.

Беда только в том, что русское язычество не смогло в свое время полностью развиться, там не было устойчивых мифов и пантеона богов. Однако историки старались доказать, что все это в древней истории все-таки имелось. Что-то выискивали по крупицам, а что-то просто придумывали, если не хватало реальной информации.

Надо сказать, русские историки были в этом не оригинальны, например, чешский просветитель Ганка не постеснялся подделать Краледворскую рукопись, чтобы «удревнить» историю Чехии. Да и не он один…

Таким образом российские литераторы составили вполне себе кабинетную древнеславянскую мифологию. В 1767 году Михаил Чулков выпустил «Краткий мифологический лексикон», в 1768-м Михаил Попов издал «Описание древнего славянского языческого баснословия, собранного из разных писателей, и снабженного примечаниями» Михаила Попова. В 1804 году Григорий Глинка опубликовал книгу «Древняя религия славян», в этом же году Андрей Кайсаров публикует «Славянскую и российскую мифологию».

В книгах представлена вся информация, которую исследователи смогли найти в разных летописях, в трудах историков, в европейских хрониках, а еще добытые из местного фольклора. Многие из этих не существовавших богов успешно дожили и до наших дней, перекочевав в книги по язычеству и неоязычеству. Некоторые персонажи возникли вообще по ошибке.

Зимцерла

Ну, очень «русское» имя. Есть мнение, что оно появилось просто из-за ошибки переводчика. Мауро Орбини рассказывает о кумире бога Семаргла и записывает имя как Simaergla. Но переводчик путает и опускает буквы и получается Симцерла или Зимцерла. В дальнейшем энтузиасты-литераторы сочиняют ей биографию.

Услад

В славянской мифологии этот персонаж занимает место Диониса. Повесть временных лет описывает идолов, которые установил князь Владимир. Там есть такое описание: «Перуна древяна, а главу его сьребряну, а yс злат». Под пером Герберштейна, который писал о Московии, но языка не знал, yс злат стал отдельным божеством Усладом. Затем ему придумали и собственное жизнеописание.

Лель

Бог любви Лель и брат его Полель, а также мать их Лада появились под пером публицистов… из припева: «лель-полель», «ой-люли-лель» и т.д. Впервые о таком боге написали польские исследователи Ян Длугош и Матей Стрыйковский. Затем русские литераторы включили этих польских «богов» в общеславянский список.

Ярило

Ярило – традиционное название чучела, которое использовали на ритуалах в летних праздниках солнцестояния. Эти обрядовые куклы были очень распространены в народных праздниках, весной, например, сжигали чучело Масленицы. Их обычно делали из соломы, украшали, с обрядовыми песнями носили по деревне, затем топили или сжигали. В этих ритуалах с чучелом Ярилы исследователи усмотрели черты бога Солнца и придумали затем всю его биографию и божественные атрибуты.

Елена Жаворонкова, специально для сайта “Литинтерес”

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *