Все, кто любит сказки, конечно же, знакомы с интереснейшим сказочным персонажем – Кощеем или Кащеем, имя его пишется в двух вариантах.

Происхождение имени Ко(а)щей точно не установлено. Возможно, оно происходит от слова “кость”, поэтому Кощей – это очень худой, изможденный человек. Именно к такому образу тощего и костлявого Кощея мы и привыкли.

Есть еще одно значение – пленник или раб, в русский язык попало от тюркского слова “кощи”, то есть невольник.

Вроде бы, сказочный царь Кощей, к которому мы привыкли, никак не вяжется с рабством или пленением, он сам кого хочешь пленит и утащит в рабство. Но не надо забывать, что в некоторых сказках говорится, что Кащей много лет (обычно не одно столетие), провисел в цепях в подземелье. Герой по незнанию дает Кощею напиться. К тому возвращаются силы и он удирает, чтобы начать пакостить заново.

Также есть вариант, что Кащей происходит от слова “кастить”, то есть пакостить, вредить. Именно вредоносностью характер этого персонажа и отличается.

В итоге мы имеем тоже и зловредное сказочное существо. Но дело еще в том, что единого образа в сказках нет, там присутствуют целых три разных Кощея!

Кощей многолик, иногда он обличья меняет.

Первый Кощей

Самый привычный для нас образ – сказочный царь Кощей. Он обладает могучей колдовской силой, любит похищать девиц-красавиц. Ездит на волшебном коне (или не ездит). Такого Кощея, в доспехах и в короне, мы видели и в кино, в сказке «Кощей Бессмертный». Он правит в каком-то своем царстве, куда герою приходится отправиться за похищенной девушкой, обычно своей невестой.

Тут он предстает в привычном виде: тощий, злой, вредоносный и бессмертный. Вернее, трудноубиваемый, все мы помним, что «На море на океане есть остров, на том острове дуб стоит, под дубом сундук зарыт, в сундуке — заяц, в зайце — утка, в утке — яйцо, в яйце — игла, — смерть Кощея».

Главный герой обычно добирается до этой иглы, и Кощею приходит конец. Есть вариант, где Кощея затаптывает волшебный конь. Но иногда у этого злодея просто обманом забирают похищенное (или даже его собственное) и оставляют с носом, как в сказке про Ивана-царевича на Сером Волке и Жар-птицу.

Второй Кощей

У Кощея есть и другой облик, он предстает эдаким вредным карликом: старичок с ноготок, борода с локоток. Тут уже Кощей больше напоминает пушкинского колдуна-Черномора.

У этого варианта Кощея имеется волшебный бич в семь сажен. А живет сей занятный старик не где-нибудь, а в подземном царстве, где он правит, в избушке на курьих ножках. Вот так, не только Баба-Яга имеет такое оригинальное жилище. А, может, он ее выгнал оттуда…

Прочитать про Кощея с локоток можно в сказках «Зорька, Вечорка и Полуночка», «Медведко, Горыня, Дубыня и Усыня».

Третий Кощей

Еще один образ Кощея, возможно, менее известный – это персонаж семейный, муж ведьмы-змеихи и отец детей чуд-юд. Женатый Кощей лежит на железной постели и почему-то не может поднять веки. Ну, в точности гоголевский Вий.

Иногда Кощей может свои ипостаси менять. Есть вариант сказки об Иване Сосновиче, где Кощей сначала является старичком с ноготок. А потом предстает уже в привычном нам образе царя-колдуна.

Почему же образ Кощея такой неоднозначный и разнообразный? Да потому, что со временем его деятельность менялась. И не всегда Кощей был просто злобным похитителем невест, а выполнял некоторые другие функции.

Елена Жаворонкова, специально для сайта “Литинтерес”

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *