Вопрос не так прост, как кажется на первый взгляд.

Что нам приходит на ум, когда мы сталкиваемся с чередующимися приставками? Очевидно, школьное правило: перед звонкими согласными и гласными конечный звук приставки приобретает звонкость, перед глухими согласными — оглушается.

Примеры для приставки без-/бес-:

  • безбедный / бесшабашный
  • безумный / беспечный.

Ладно, тогда вопрос: а звук «л» у нас глухой или звонкий? Тут на самом деле тоже есть свой подвох, поскольку строго говоря, «л» не относится ни к звонким, ни к глухим согласным, а является так называемым сонорным звуком (их в русском языке всего четыре: «л», «р», «м» и «н»).

Но для простоты в школе детям говорят, что это все звонкие согласные. Разумно, поскольку на них чаще всего распространяются все правила, относящиеся к звонким. В том числе и по поводу чередования приставок.

Вновь обращаемся к приставке без-/бес- и вспоминаем примеры со звуком «л»: безликий, безлесный, безлюдный. Что ж, вроде бы все очевидно. Руководствуясь этим правилом, пишем «дизлайк».

Но нет, мы рано радовались!

Вспоминаем другие слова с приставкой «дис-«: дисгармония, дисбаланс. Почему наше правило не действует?

Все потому, что перед нами иноязычная приставка (у нее греческое происхождение). А она чередуется по другой схеме: озвончается перед гласными, оглушается перед согласными. Поэтому «диспозиция», «дисфункция», «дисбаланс», но «дизадаптация», «дизъюнкция», «дизассоциация».

Что ж, а теперь вернемся к нашему первоначальному вопросу. Вспоминаем все, что только что выяснили и получаем единственно верный ответ: «дислайк«.

Впрочем, это слово уже настолько вошло в нашу жизнь в варианте с буквой «з», что словарям, пожалуй, придется смириться. В конце концов, бывают же исключения!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *