Русские сказки и былины не так просты, как может показаться на первый взгляд. В них отразились многочисленные древние знания, верования, традиции и многое другое. Просто так, от скуки, древние люди ничего не выдумывали, все сказочные события имели свою подоплеку. Но со временем мифы сильно видоизменялись, многое переосмысливалось и забывалось, так что теперь нельзя с уверенностью сказать, кем изначально являлся тот или иной персонаж, какие события легли в основу легенд.

Например, одним из самых таинственных, загадочных и даже противоречивых образов русских сказок, несомненно, является Кощей. Сейчас, после замечательных сказочных фильмов, мы представляем его в виде злобного правителя неведомого царства, закованного в железо. Но этот легендарный персонаж был существом более многогранным.

В летописях Кощей как имя собственное встречается с XI -XII веков. Есть исследователи, которые полагают, что в легенды Кощей как привычный нам злодей попал вообще не ранее XVIII века. Чем же он занимался ДО этого времени? Или у него было иное имя?

Существует несколько версий, кем Кощей был в те давние, еще долетописные времена.

Известный собиратель русского фольклора XIX века А.Н. Афанасьев считал, что Кощей в древности был… зимним духом, злым Дедом Морозом, так сказать. Изначально-то Дед Мороз действительно добротой не отличался.

“Кощей Бессмертный играет ту же роль похитителя красавиц и скупого хранителя сокровищ, что и Змей; оба они равно враждебны сказочным героям и свободно заменяют друг друга, так что в одной и той же сказке в одном варианте действующим лицом выводится Змей, а в другом – Кощей.

В старославянских памятниках слово «кощь» попадается исключительно в значении сухой, тощий, худой телом и, очевидно, состоит в ближайшем родстве со словом «кость». Глагол же «окостенеть» употребляется в смысле «застыть», «оцепенеть», «сделаться твёрдым», как кость или камень, от сильного холода”.

Версия довольно интересная. Злодей олицетворял собой холод, мрак, стужу и смерть.

Л. М. Алексеева пишет в книге “Полярные сияния в мифологии славян” примерно то же самое. Она отмечает, что древнее славянское божество смерти и стужи в старину называли Карачун. И это было одним из имен Кощея.

Впоследствии оба образа “разошлись”, и Кощей уже не воспринимался как покровитель именно холода. Он сделался правителем потустороннего, а нередко и подземного царства. Встреча с Кощеем обычно сулила неминуемую смерть, но с зимой и стужей он уже не ассоциировался.

Тут надо только отметить один факт: Афанасьев относился к исследователям, входившим в так называемую солярно-мифологическую школу. В свое время это направление было очень распространено и в России, и за границей. Исследователи считали, что любая мифология – это просто аллегорическое описание природных и погодных явлений. Если в сказке говорится о стрелах, то это явно намек на молнии, если о золоте – то речь идет о солнце и т.д. Некое зерно истины в этом, конечно, есть, но иногда стрелы – это просто стрелы и ничего более.

Современные исследователи не склонны столь безоговорочно отождествлять Кощея с покровителем холода и подземного мира. Так что был ли Кощей Бессмертный Дедом Морозом или нет, однозначно сказать нельзя. Пока эта версия так и остается версией.

Елена Жаворонкова, специально для сайта “Литинтерес”

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *