Они были безумно популярны, их произведениями зачитывались, они навсегда вошли в историю русской литературы начала двадцатого века. Обе были наделены неординарным литературным талантом. Серебряный век без них имел бы другое лицо.
Но при этом, странное дело, мало кто знает, что они были родными сестрами. Одну звали Маша Лохвицкая, другую – Надя Лохвицкая. Впрочем, помнят их все только по звучным псевдонимам – Мирра и Тэффи.
Необычный уговор
Характеры у них были разные. Старшая была идеалисткой, полной возвышенных чувств, страстная и пылкая, но с хрупким здоровьем. Чудом дожила до 35 лет и скончалась после долгой болезни.
Младшая, наоборот, смотрела на мир весьма иронично, могла припечатать любого метким словом. Однако юмор ее был не злым, а скорее, сочувственным. Свою сестру она пережила на добрых полвека, хотя была младше всего на три года.
Писать обе начали очень рано. Обе сразу почувствовали себя такими талантливыми, что испугались – вдруг им двоим не хватит места на литературном Олимпе. В итоге договорились завоевывать славу по очереди. Сначала старшая получит свою порцию признания и сойдет со сцены, а потом в игру вступит младшая.
Самое странное, что все так и получилось.
Мирра
Мирра стала звездой стремительно. Первый же ее сборник стихов, вышедший в 1896 году, произвел на читающую публику фурор. О ней писали, о ней говорили, ее цитировали наизусть. Уже в следующем после публикации году сборнику Мирры Лохвицкой была присуждена Пушкинская премия.
Спустя пять лет она стала настоящей царицей русской литературы, предвосхитив или предуготовив славу Ахматовой и Цветаевой. Ей покровительствовал сам Всеволод Соловьев, а Бальмонт устал доказывать, что никакого романа у него с Миррой нет, они просто искренне дружат. Бальмонту никто не верил.
Но уже в зените своей славы Мирра догадывалось, что скоро все кончится. Не потому что читатели отвернутся и разочаруются. Нет, просто ее силы быстро подтачивала болезнь. Поэтесса угасла к 1905 году, в августе ее похоронили.
Тэффи
И примерно в это же время в печати стали публиковаться первые стихи ее сестры Нади, взявшей себе псевдоним Тэффи. Поэзии ее была совсем другого рода – никакой возвышенности, зато немало сатиры и подсмеивания. А когда Тэффи переключилась на рассказы в таком же ключе, ее ждал феноменальный успех.
Ее юморесками и фельетонами зачитывалась вся Россия. Говорят, что Николай II, когда его попросили назвать любимого русского автора, не задумываясь ответил: “Одна Тэффи!” Во многом именно ее усилиями журнал “Сатирикон” пользовался такой популярностью.
Тэффи прожила долгую жизнь. Она уехала из страны после революции, жила в Берлине, потом в Париже. Оставила массу смешных и тонких этюдов о русской эмиграции. Умерла в 1952 году. Тоже, кстати, после долгой и тяжелой болезни.