Вряд ли вам попадалось это имя на полках современных книжных магазинов. Но полтора века назад ее читали и перечитывали, ее обсуждали в светских салонах, о ней сплетничали и судачили. Ее романы считали дерзкими, а ее образ жизни вызывал всеобщий интерес.
На самом деле звали ее Луиза де ла Раме. Фамилия у нее французская, но родилась она в Англии, мать ее была англичанка, писала она по-английски и с Францией ее не связывало ничего, кроме национальности отца. А Уйда – это ее псевдоним. Так она в детстве коверкала свое имя Луиза.
В 16 лет девушка взялась за перо, вдохновившись итальянской борьбой за независимость, которая как раз разгоралась в те годы (это было в 1855-м). Главной героиней своей книги она сделала юную бунтарку, которая пылко мечтает о свободе Италии. И дала ей очень прозрачное имя – “Идалия”. Книгу она пока никому не показывает, но уже понимает, что хочет писать и дальше.
Первая печатная публикация у Луизы случилась в авторском журнале Уильяма Эйнсворта в 1860 году. Ей исполнился 21 год, она жила с родителями в Лондоне и уже имела багаж из целой кучи неопубликованных рассказов и нескольких романов. Рассказы охотно берут лондонские журналы, а в 1861 году начинается серийная публикация романа “Гранвиль-де-Винь” на страницах “Bentley’s Magazine”. В 1863 году его переиздаст “New Monthly” под названием “Бывшие в рабстве”, а в 1867 году опубликует американское издательство J. B. Lippincott & Co, расположенное в Филадельфии.
Так началась слава Уйды (она печатается под псевдонимом).
В 1867 году она решает кардинально поменять образ жизни и въезжает в дорогой номер в отеле “Лэнгхэм” – самом новом, самом большом и самом роскошном из всех, какие на тот момент были в Лондоне. Пишет она исключительно лежа в постели, исписанные листы бросает на пол. Потом все это небрежно собирается и отправляется в хаотичном виде издателям.
Шторы в ее номере всегда задернуты, даже посреди бела дня, и горят свечи – так романтичнее. Так лучше думается и воображается. А еще рядом на полу стоит большой таз с фиолетовыми цветами. И чернила у нее тоже фиолетовые. Юбки у нее были слишком короткие, волосы часто носила распущенными. Сплошной вызов общественной морали!
На оплату номера, на бесконечные свечи, на флористов и прочее уходит по 200 фунтов в неделю. В месяц почти тысяча фунтов. Это при том, что в принципе и 100 фунтов в год для тогдашнего среднего лондонца было неплохим заработком. Состоятельные люди имели годовой доход в несколько тысяч. То есть Уйда была баснословно богата.
Ее номер в отеле быстро стал легендарным. Туда регулярно наведывались звезды викторианской Англии – политики, военные, люди искусства.
В 1871 году Лондон прискучил успешной писательнице, и она перебралась в обожаемую Италию, где сняла себе виллу в трех милях от Флоренции. Там она вела себя точно так же – развлекалась, тратила деньги без счета, принимала гостей, курила кальян, скакала верхом, завела себе 30 собак. Но при этом без устали писала. Из-под ее пера выходила одна книга за другой. И все расхватывались читателями как горячие пирожки.
Когда она пишет, то наряжается в те платья, которые носят ее героини. А героинями могли быть и знатные дамы, и какие-нибудь крестьянки.
Произведения ее считались англоязычной публикой весьма дерзкими и пикантными. Особенно на фоне весьма сдержанных романов тогдашних англоязычных мэтров. По современным меркам, конечно, ничего такого уж дерзкого там нет, просто приключенческая литература. Но там не было разного морализаторства, присутствовала динамика, герои и героини были весьма решительны. Но чем дальше, тем больше внимания уделялось деталям, так что Уйда эволюционировала в сторону исторических романов.
Впрочем, был еще один жанр, которому Уйда уделяла немалое внимание. Это детские книги. Да, она считается одним из классиков английской детской литературы XIX века.
И нельзя не упомянуть еще один момент. Уйда была страстной защитницей животных. Собирала бездомных собак, устроила для них кладбище в своем саду. Была противницей вивисекции. Написала книгу “Фландрийский пес”, которая оказалась крайне успешной – она была многократно экранизирована в XX веке.
Увы, ее расточительность привела к понятному итогу. Состояние ее сильно сократилось уже к середине 1870-х годов, а дальше начались трудности. Гонорары не позволяли жить на широкую ногу, а в конце 1880-х дело дошло до выселения из виллы и конфискации имущества. Потянулись годы депрессии и безденежья. Причем Уйда не переставала заботиться о своих собаках, предпочитая не доедать самой, но непременно накормить своих питомцев.
Умерла писательница в 1908 году от пневмонии, похоронена на английском кладбище в Баньи ди Лукка. После ее смерти в Англии, в ее родном городе на народные средства был построен фонтан для лошадей и собак. Известный политик Джордж Керзон составил надпись для него: “Ее друзья соорудили этот фонтан в месте её рождения. Божьи создания, которых она так любила, успокоят её нежную душу, придя сюда напиться”.