Ах Астахова – плохой поэт. Да, звучит это резко и жестко для сотен тысяч ее поклонников (скорее, поклонниц), но чего ходить кругами да около, факт есть факт.

Как это соотносится с тем, что ее стихами зачитываются и восхищаются целые толпы, а один только аккаунт в ВК насчитывает полмиллиона подписчиков? А никакой проблемы и никакого противоречия в этом нет. У какого-нибудь Моргенштерна тоже целые орды “ценителей”, однако он от этого не становится выдающимся музыкантом и певцом.

В общем, мухи отдельно, котлеты отдельно. Астахова – отличный эстрадный артист, способный любую ерунду прочитать красиво и выразительно. Свою популярность она набрала именно за счет артистической подачи текстов. В отрыве от ее личности творчество Астаховой выглядит бледным и максимально сырым.

Поэтому мы и решили провести своеобразный эксперимент. Берем ее случайный опус и превращаем в его в настоящее стихотворение. Тогда все будет очень наглядно.

Итак, вот изначальный текст:

Ты выбираешь женщину рассудком.
Не сердцем и не голосом души!
От этого мне делается жутко.
Как так умеют люди, расскажи?

Она должна быть стройной и покорной!
Предельно ясной в мыслях и словах,
И волосы, постриженные ровно
Должны лежать покорно на плечах.

Она должна всегда вставать с рассветом,
Готовить чай и поливать цветы,
И соблюдать любые этикеты,
В любое время, как захочешь ты!
_
Но эта не пойдет к тебе босая,
По снегу, дожидаться у ворот!
Не будет мокнуть, стоя у трамвая,
Забыв в квартире курточку и зонт!

Не постучится в дверь в ночи глубокой,
Сказать ” мне без тебя нельзя дышать”
И, если надо, станет очень строгой!
И, если надо, доброй, словно мать.

И горько мне от этой дешевизны –
Набрав в ладонь посредственный букет,
Ты выбираешь женщину для жизни,
Как выбирают
пищу
на обед.

Что здесь плохо и что хорошо?

Идея понятна, идею разбирать не будем, смотрим только на то, как она реализована. То есть на технические моменты.

Сразу бросается в глаза редкостное для человека, называющего себя поэтом, неумением пользоваться рифмами. Астахова банально не умеет рифмовать, она не слышит то, что пишет. “Покорной – ровно”, “словах – плечах”, “ворот – зонт”… Это даже дошкольник не назвал бы рифмами. Остальные рифмы вполне допустимы, но невероятно скучны. Так рифмуют новички, которые только пробуют себя в стихосложении.

И та же самая беда у Астаховой прослеживается на более широком уровне. Для любого стихотворения максимально убийственна нехватка живых, конкретных, свежих образов. Именно через них передается реальная эмоция, а накидывание общих шаблонных фраз этому никак не способствует.

Здесь ярких образов всего два. Ладно, три, но третий из рук вон плохо прописан. Первый – про волосы, покорно лежащие на плечах. Второй – про дождь и забытый зонт.

Третий – концовка, сравнивающая выбор женщины с изучением меню. Только сказано плохо: “выбирают пищу на обед”. Тут налицо лексическая глухота автора, потому что такой оборот на полном серьезе произнести нельзя. Это какая-то юмореска в стиле Зощенко получается. А задумано между тем что-то явно драматическое.

И еще одна огромная проблема есть у этого текста. Он обезличен. Есть некая женщина-идеал. И есть некая “эта”, которая не собирается следовать предписанным установкам. А само авторское я, которое тут тоже присутствует, сведено к роли наблюдателя.

С композиционной точки зрения, очень проигрышная структура. Куда сильнее стихотворение сработало бы на прямом противопоставлении абстракции и лирической героини. То есть буквально “я не такая, я не буду”. А не условная и невыразительная “эта”.

Взмах волшебной палочки

Ну ладно, тут можно долго разбирать все недостатки этого текста. Но куда продуктивнее будет просто показать вам, как превратить его в нормальные стихи. Идею оставляем, композицию тоже, удачные образы сохраняем. А вот над остальным поработаем – добавим ярких деталей, конкретики, расширим словарный запас, подберем приличные рифмы, сделаем нерв стихотворения более пульсирующим, приведем концовку в ударный вид.

И вот что у нас получилось после взмаха волшебной палочки:

С тобою рядом тускло мне и жутко –
Ты сух и строг, считаешь барыши
И выбираешь женщину рассудком,
Пренебрегая голосом души.

Она должна быть Девой или Овном,
Спокойной, аккуратной в мелочах,
И волосы, подстриженные ровно,
Должны лежать покорно на плечах.

Она должна соскакивать с кровати
В шесть тридцать. И тебе готовить чай,
И разводить цветы, и поливать их,
И поправлять твой галстук невзначай,

Но я тебе не кукла, я живая,
Поэтому в сырой демисезон
Не собираюсь мокнуть у трамвая,
Забыв в квартире курточку и зонт.

Не стану плакать у закрытой двери,
Не побреду, понурая, к метро.
Твоим словам я ни на грош не верю,
Твои цветы отправятся в ведро.

Не хвастайся айфоном, я не буду
Стрелять глазами и краснеть в ответ.
Ты выбираешь женщину, как блюдо,
Но я тебе – не комплексный обед!

Попробуйте сами сравнить и увидеть, что конкретно было изменено для того, чтобы стихотворение ожило, задышало и заиграло. Это, кстати, очень полезное упражнение для развития читательского вкуса. Или для поэтической практики, если вы сами пишете стихи.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *