Подумали мы, подумали… И решили продолжить недавнюю статью, где рассказывали о том, как часто промахиваются шведские академики, в упор не замечая писателей и поэтов мировой величины. Именно тех, которые формируют сам литературный процесс своей эпохи, задают направления и ориентиры, входят потом во все учебники по литературоведению. Короче говоря, титанов.

В предыдущий раз мы вам рассказывали о писателях первых тридцати лет двадцатого века. Ссылку на эту статью в найдете в конце. А сейчас хотим привести вам еще целый список мастеров пера, оставшихся без Нобелевской премии. Берем теперь отрезок в следующие тридцать лет – с 1930 по 1960 гг.

Алексей Толстой

Как хотите к нему относитесь в плане личности и характера (знаем, что многих воротит от его биографии), но в плане творчества он, несомненно, велик. Один из лучших писателей эпохи, при этом весьма разносторонний. А его эпопея “Хождение по мукам” на голову превосходит расхваленного “Доктора Живаго”, хотя работает на том же материале. При этом Пастернаку Нобелевку дали, а “красному графу” почему-то нет.

Генри Миллер

Тоже весьма сложный человек – образцом нравственности его, сами понимаете, не назовешь. Но какое это имеет значение, когда рассматриваются художественные заслуги. А они, безусловно, велики. Именно Генри Миллер показал, что даже из самого низменного можно создать красоту, если не бояться испачкаться. Его творчество при всей скандальности открыло для литературы новые рубежи. Но явно шло вразрез с эстетическими предпочтениями высокого нобелевского жюри.

Эрих Мария Ремарк

Ну серьезно, кто первый приходит на ум, когда вы говорите о немецкой литературе 1930-х годов? Второй – Томас Манн, но Ремарк все-таки всплывает в памяти раньше, хотя с точки зрения значимости для литературы находится в тени своего соотечественника. Ремарка выдвинули на Нобелевку в 1931 году. но во-первых, немецкий Союз офицер резко запротестовал, а во-вторых, всего два года назад премию дали Томасу Манну, так что Ремарка просто прокатили. Вместо него наградили шведского поэта Эрика Карлфельдта.

Федерико Гарсиа Лорка

Ну и раз уж зашла речь о поэтах, то совершенно непонятно, как без премии остался самый значимый испанский лирик двадцатого века? Скоро уже век пройдет после его смерти (расстрела), а он так и остается вечно живым – его читают, цитируют, ставят на сцене. Лорка – это один из самых ярких примеров слепоты нобелевской академии.

Хорхе Луис Борхе

Неоспоримая глыба латиноамериканской литературы, значимость и величие которого вряд ли у кого-то повернется язык отрицать. Знаете, сколько раз этот аргентинец номинировался на Нобелевскую премию? Десять! Впервые это случилось в 1956 году и с тех пор происходило регулярно. Но шведские академики каждый раз отвергали его кандидатуру. Ходят слухи, что это из-за того, что Борхес пожимал руку Пиночету.

Джон Роналд Руэл Толкин

Только не говорите, что это не серьезно, что он автор фэнтези, а фэнтези к высокой литературе не имеет отношения… Толкин провел глубочайшую литературную и лингвистическую работу, заложил основы огромного жанра, оказал влияние на сотни писателей последующего периода. Нобелевскую премию он заслужил не меньше, чем Сельма Лагерлеф, написавшая “Путешествие Нильса с дикими гусями”, разве нет?

Олдос Хаксли

В 1932 году выходит книга “О дивный новый мир”, обессмертившая имя этого писателя. Но в истории литературы он остался не только одним этим произведением. На его счету еще ряд романов, весьма глубоких по содержанию и заложенной в них философии. По праву может считаться одним из крупнейших авторов 1930-х годов. Семь раз номинировался на Нобелевскую премию, но так и остался без нее.

Франсуаза Саган

В 1950-е годы Европу просто потрясают первые романы этой молодой француженки. “Здравствуй, грусть”, “Смутная улыбка”, “Любите ли вы Брамса?” – этими книгами одинаково зачитывается и публика, и критика, что большая редкость. Без сомнения, явление Саган – это важная веха в западной литературе середины XX века. Но не для нобелевского жюри.

Владимир Набоков

И нет, не в “Лолите” дело. Если бы этого произведения не было, Набоков не получил бы широкую известность в масс-культуре, но не перестал бы от этого быть великим писателем. Потому что его уровень работы со словом потрясает вне зависимости от того, какое именно его произведение мы берем. Такие писатели не должны оставаться без Нобелевской премии. Но регулярно остаются.

Здесь мы, пожалуй, прервемся. Но напоследок напомним, что это просто беглый список, который можно продолжать и продолжать. Вы вполне можете в комментариях его дополнить.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *