
Как обычно пишутся учебники? Выбирается дисциплина, определяется возрастная группа, собирается и систематизируется материал, который затем излагается в пособии.
Но такой, в общем-то, правильный подход отнюдь не гарантирует, что учебник будет интересным для тех, кому он предназначен. Чаще всего нет. И вот школьники сидят и зевают от скуки, по своей доброй воле даже и не думая переворачивать страницы. Чай не сказка!
Однажды эту печальную ситуацию решила исправить писательница, которая уже была состоявшимся автором вполне себе взрослых произведений, хотя и с фантазийными, фольклорными мотивами – нескольких романов и сборников новелл. Звали эту писательницу Сельма Лагерлёф и жила она в Швеции.
Идея была такова – создать учебник по географии ее родной страны, который был бы написан в увлекательной, сказочной манере. Чтобы школьники, следя за приключениями главного героя, перемещающегося по всей Швеции, незаметно для себя запоминали те места, где он оказывается. А также проникались культурными традициями. Так в 1907 году появилась на свет книга, которая у нас издается под названием “Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями”. Оригинальное же название звучит немного иначе – “Чудесное путешествие Нильса Хольгерссона по Швеции”. Именно это произведение и принесло Сельме Лагерлёф всемирную славу, а в 1909 году и Нобелевскую премию.
Сидя на спине бывшего домашнего гуся Мартина, который оказался тем еще авантюристом, крошечный мальчик Нильс путешествует по своей стране в компании целой стаи диких гусей. Попадая в разного рода переделки, Нильс не только учится решать трудные жизненные задачи, но и растет нравственно. Этот внутренний рост в конце сказки получает и наглядное внешнее подтверждение – он многократно увеличивается в размерах, снова становясь человеком.
Надо отметить, что русскому читателю эта сказка предлагается в довольно усеченном виде – основная событийная цепь сохраняется, но детали мест и традиций нередко опускаются. Таким образом, от учебника географии остается немного. Шведские же дети читают это произведение целиком.
Кстати, об этом редко упоминают, но подобные книги в увлекательном изложении были написаны не только по географии, но и по прочим школьным дисциплинам, только уже другими писателями Швеции.
Вот бы у нас взялись написать что-нибудь в этом роде! Согласитесь, Россия настолько огромна и разнообразна, что сказочный путеводитель по ней можно было бы сделать крайне интересным и познавательным!
Дали бы детям прочитать такую книгу о нашей стране?