
Значение Владимира Маяковского для русской литературы и русской поэзии огромно, как бы вы ни относились к содержанию его творчества. Знаем, что многие не читают его чисто из идеологических соображений. Но давайте тут оставим политику в стороне и признаем – перед нами действительно глыба. И без этой глыбы русская поэзия многое потеряла бы.
Что он привнес в русскую поэзию?
Многие сразу скажут – лесенку. И такой ответ понятен. Знаменитая разбивка стихов на короткие отрезки, графически идущие уступом, действительно стала фирменным стилем Маяковского. Лесенкой потом периодически писали другие поэты. Ее можно встретить в отдельных стихах Евтушенко, в очень многих текстах Роберта Рождественского. Но все-таки отдельным укоренившимся явлением она так и не стала.
Неологизмы? Да, их процент у Маяковского гораздо выше, чем у других поэтов. Но опять-таки – это просто стилистический прием, который не получил широкого распространения, не произвел революцию в русском стихе.
А что произвело?
Что ж, вот мы и подобрались к самому главному. К тонике. Именно это стало главной заслугой Маяковского перед русской поэзией. Гениальные стихи, разумеется, мы в данном случае выносим за скобки – они просто вне обсуждений. Они сами по себе навеки зафиксированы в сокровищнице нашей литературы.
Итак, что это за тоника такая.
Если кратко, то идея в следующем. Русское стихосложение с середины XVIII века являлось силлабо-тоническим. То есть строилась на равномерном чередовании стоп с ударными и безударными слогами. Когда чередуется один ударный, один безударный – это хорей. Когда чередуется один ударный, два безударных – это дактиль. Ну и так далее.
Что будет, если не учитывать ударения, а просто выдерживать определенное количество слогов в стихе? У нас получится силлабическая поэзия, которая прекрасно существует в языках с фиксированными ударениями, но совершенно ужасно смотрится и слушается в русском. Нормальными стихами это будет очень трудно назвать.
А если количество ударений будет равным во всех строчках и при этом на безударные махнуть рукой, пусть они скачут, как получится? Тогда – внезапно – ритмика стиха вполне сохранится. Такой стих называется тоническим. Он на самом деле очень древний и, наверное, наиболее естественен для русского языка. Во всяком случае, старинный фольклор построен именно тоническим стихов.
Тоникой является слог былин. Тоникой является слог песен-заплачек и героических песен.
На самом деле русские поэты девятнадцатого и начала двадцатого века прекрасно знали, что писать тоникой вполне возможно. Но им казалось, что тонический стих неразрывно связан с фольклором. Поэтому в полной мере переходить на тонику они не решались.
В качестве компромисса развивался дольник. В дольнике количество слогов могло быть плавающим. За счет добавления или изъятия лишних безударных слогов в некоторых стопах стих становился более интересным в интонационном плане.
Дольниками активно пользовались Блок, Кузмин, Гиппиус и вообще многие поэты Серебряного века. Его активно расшатывали и доламывали футуристы. Но именно Маяковский сделал решительный шаг и дал русской поэзии полноценный акцентный стих. То есть чистую тонику.
В творчестве Маяковского тоника полностью избавилась от шлейфа фольклорности и перестала быть просто вкраплениями в структуру классических размеров. У него тоника стала основой всего стиха.
И это была действительно революция.
Что было дальше? Конечно, после Маяковского тонический стих не вытеснил силлабо-тонику. Классические размеры, а также дольники, по-прежнему определяют лицо русской поэзии. Но тонический стих отныне воспринимается как еще одна норма. Не эксперимент, а именно норма.
Если вы сейчас начнете писать тоникой, то это будет абсолютно естественно. Многие поэты ей активно пользуются. И при этом их стихи не выглядят “под Маяковского”. Потому что тоника это не стилистический прием. Это просто еще один мощный инструмент, которым теперь обладает русский стих.
И за это спасибо нужно сказать именно Владимиру Владимировичу.
Тоника
Он обогатил тоническим стихом – тоникой
Тоника
Тоническим стихом – тоника
Дольник
Силабо-тоника
Тоническим стих