Достаточно долгое время европейского читателя регулярно обеспечивали своими новинками Диккенс и его последователи. При всей разности этих романов, у них было некое общее настроение. В принципе даже заранее угадывалось, как будут развиваться истории представленных в экспозиции персонажей.

И вторая заметная тенденция, которая в этот период составляла занятную пару к диккенсиане, это русский роман – психологическое повествование, в котором автор зачастую ставит диагноз героям или обществу. А чаще всего и героям, и обществу. Начало шестидесятых – это пик творчества Тургенева, это вернувшийся с каторги Достоевский, это молодой Толстой.

Но вот 1863 год для мировой литературы имеет несколько другой акцент – историко-приключенческий. Как будто писатели внезапно поменяли оптику и с азартом окунулись в новую стихию.

Итак, что же в этом году читали жители Лондона, Парижа, Петербурга, Вены, Мадрида, Нью-Йорка и других крупных городов?

“Капитан Фракасс”

Известный французский поэт, тонкий лирик и чуткий критик Теофиль Готье поразил публику, написав и опубликовав… залихватский приключенческий роман. Книга вышла в Париже, а роскошные иллюстрации к ней нарисовал еще один мэтр – Гюстав Доре.

“Капитан Фракасс” стал поистине классикой французской приключенческой литературы. Им до сих пор зачитываются подростки. А уж сколько раз его экранизировали – не сосчитать!

“Князь Серебряный”

В России тем временем выходит отдельным изданием исторический роман другого замечательного поэта – Алексея Константиновича Толстого. Что-то в воздухе витает такое будоражащее. Хочется отложить стихи и перенестись на много столетий назад.

Толстой пишет про времена опричнины. Главные герой его книги – князь Никита Романович Серебряный, который вернулся с Ливонской войны и теперь должен бороться за свою любимую девушку с одним влиятельным опричником князем Вяземским.

Роман “Князь Серебряный” имел головокружительный успех.

“Казаки”

А вот и еще один Толстой – теперь уже Лев Николаевич. В “Русском вестнике” выходит его повесть “Казаки”. Произведение небольшое, но очень концентрированное – в нем много ярких эмоций, много драматизма. Такой собственно и была жизнь казаков на Кавказе в ту пору.

Произведение молодого писателя высоко оценили критики. Позже оно вошло во все хрестоматии, а в советские годы попало в школьную программу.

“Пять недель на воздушном шаре”

Опять мы переносимся в Париж. Местные читатели как горячие пирожки расхватывают новую книгу, выпущенную издателем Пьером-Жюлем Этцелем. На обложке значится никому еще не известное имя Жюль Верн. Очень скоро все его затвердят наизусть.

Роман о приключениях троих отважных и неутомимых путешественников стал настоящем бестселлером и был моментально переведен на разные европейские языки. В этом же году с ним смогли познакомиться и в России.

“Что делать?”

В трех номерах “Современника” печатается повесть еще одного никому не известного автора – Николая Чернышевского. Он написал ее, сидя в Петропавловской крепости и умудрился передать на волю для публикации через Некрасова.

Книгу сейчас принято поругивать, но она действительно стала заметным событием в тогдашней литературе и широко разошлась по стране в рукописных копиях. Весь 1863 год она обсуждалась в России на все лады. А в радикально настроенных кругах молодежи обрела статус манифеста.

Еще в этом году началась Гражданская война в Соединенных Штатах. В Лондоне запустили первый в мире метрополитен, а в Швейцарии был основан Международный Красный Крест.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *