Вот каждый раз, как журналисты BBC начинают составлять какие-нибудь книжные списки, к ним возникает миллион вопросов. Как так получается, что на первых местах неизменно оказывается что-то совершенно неожиданное?
Вот и с детскими книгами такая же история. Хотя в преамбуле все солидно – опрошено 177 писателей, иллюстраторов, журналистов и ученых из 56 стран мира. И по результатам этих опросов составлен рейтинг.
Наверху этого рейтинга по идее должна стоять какая-то из наиболее известных детских книг XX века. Про Винни-Пуха, например, или про Мэри Поппинс, или про Питера Пэна. Или что-то из Астрид Линдгрен и Туве Янссен. А может быть, “Маленький принц” Экзюпери. Мы бы тут еще десяток наших авторов назвали, но понятно, что в первых рядах списка от BBC их точно не будет.
К слову, в пятерку самых-самых “Маленький принц” действительно попал. А еще там есть кэрролловская Алиса, есть Пеппи Длинныйчулок, есть “Хоббит”. Но до первого места все они не допрыгнули.
Знаете, кто там обосновался?
Книга “Там, где живут чудовища” американского писателя Мориса Сендака. Каждый пятый опрошенный включил ее в свой топ-10, а 7% респондентов назвали ее самой лучшей книгой. У остальных произведений статистика хуже.
Так что теперь это официально лучшая детская книга всех времен и народов. Вы ее читали? Вы про нее слышали?
Если да, то аплодисменты вашему широкому кругозору. Мы вот не знали до этой минуты о ее существовании. Но даже если вы ее читали, вряд ли вы поставите ее на первое место, правда?
Поскольку мы с ней незнакомы, то добросовестно копируем для вас из “Википедии” описание сюжета:
“Главный герой книги — мальчик по имени Макс, который играет дома, нарядившись волком. После нескольких хулиганских выходок мама называет его «чудовищем» (Wild Thing), а он говорит ей на это: «Я тебя съем!» Тогда мама отправляет его спать без ужина. В своей комнате Макс представляет себе, что вокруг него находится дремучий лес. Затем он плывет по морю на корабле и оказывается в Стране Чудовищ. Чудовища, населяющие страну, имеют устрашающий вид (огромного размера, с клыками и рогами), однако Макс покоряет их, так как может «смотреть в их желтые глаза, ни разу не моргнув». Он становится королем над всеми чудовищами и приказывает им устроить дикие пляски, в которых участвует и сам. Однако вскоре ему это надоедает, и теперь уже он отправляет чудовищ спать без ужина. Максу становится одиноко и он возвращается на корабле обратно, хотя чудовища просят его остаться и кричат: «Мы тебя съедим, мы так тебя любим!». Оказавшись в своей комнате, Макс обнаруживает на столе еще горячий ужин”.
Ну-у… наверное, по описанию судить нельзя. Но вообще, желания срочно бежать в библиотеку и брать этот шедевр не возникло. А возникло почему-то желание перечитать “Мио, мой Мио”. Или открыть бесподобный “Ветер в ивах”.
Честно говоря, мы не понимаем, почему эта книга должна стоять выше Кэрролла, Экзюпери, Толкина и Астрид Линдгрен. Сплошные вопросы. сплошные загадки…