Разные рейтинги мировой литературы, которые составляют редакции газет и журналов, всегда страдают просто лютой однобокостью. Про всякие английские “мастриды” от BBC и говорить нечего – там на двадцать англоязычных писателей едва ли один неанглоязычный приходится, а все верхние места ломятся от “Гарри Поттера” и иже с ним. Но и с французскими, например, списками та же петрушка. Мы вам потом отдельную статью напишем про сто книг века по версии Le Monde.
Поэтому куда интереснее смотреть на список Норвежского книжного клуба, составленный совместно с Норвежским институтом имени Нобеля. Нет, не потому, что норвежцы отличаются какой-то врожденной объективностью. Причина в другом. В методике составления этого списка.
Что сделали норвежцы? Они отобрали сто современных на тот момент (это был 2002 год) писателей из разных стран. Причем не так, чтобы из Америки было два десятка человек, еще два десятка из Англии и сверху французами присыпали. Нет, общее количество охваченных стран составило 54. Понятно, что где-то было по три-четыре писателя взято, а где-то по одному. Но это уже более-менее адекватный подход.
Однако это была только предварительная часть.
Далее всех отобранных писателей попросили прислать свою десятку книг, которые они считают лучшими за всю историю мировой литературы. Только десять книг. Только лучшие из лучших. Теперь понимаете, в чем смысл? Когда у тебя есть лишь десять мест, ты не будешь туда запихивать все, что под руку подвернулось. Не будешь ориентироваться на новости о последних продажах. Останутся только жемчужины.
В итоге Норвежский книжный клуб получил сто коротких списков по десять книг в каждом. А дальше он просто подсчитал, какие из них упоминались чаще всего. и на основе этих подсчетов составил окончательный рейтинг из ста книг – шедевров мировой литературы.
Очень классная задумка, которая нивелирует множество субъективных моментов.
А теперь самый главный вопрос. Какая книга оказалась на верхушке рейтинга? Еще раз подчеркнем, что в каждом индивидуальном списке первое место могло быть разное (кстати, возможно, там вообще места не выделялись), но в итоговом хит-параде лидером стала просто та книга, которую чаще всего включали в эти списки.
Барабанная дробь!
Этой книгой оказался роман Мигеля Сервантеса “Хитроумный идальго Дон Кихот Ламанчский”. Причем с двукратным отрывом от ближайшего преследователя – так заявили организаторы. Кто был этим преследователем, так и осталось неизвестно, потому что все остальные книги не стали ранжировать. Их просто представили списком в алфавитном порядке.
А знаете, какой писатель оказался представлен в итоговом перечне наибольшим количеством произведений? Это Достоевский. Туда попало аж четыре его романа – “Идиот”, “Бесы”, “Братья Карамазовы”, “Преступление и наказание”.
Это вам не топ-200 от BBC, где 15 мест отдали щедрой рукой Терри Пратчетту, еще 14 – Жаклин Уилсон, а для Достоевского нашлась лишь одна строка.