Словосочетание “писательская рота” придумали не мы. Их действительно так и называли. В тяжелейшие первые месяцы Великой Отечественной войны, когда стало ясно, что фронт катится на восток и скоро может добраться и до Москвы, в добровольцы записывались все, кто мог держать оружие.
Целую роту в составе 8-й Краснопресненской дивизии народного ополчения Москвы сформировали литераторы, мастера слова из Союза советских писателей. Их так и называли – писательская рота.
Марина Цветаева в июле 1941 года записала:
“Я видела эту роту добровольцев, она проходила через площадь Восстания к зоопарку, к Красной Пресне, это было тоскливое и удручающее зрелище — такое невоинство! Сутулые, почти все очкарики, белобилетники, освобожденные от воинской повинности по состоянию здоровья или по возрасту, и шли-то они не воинским строем, а какой-то штатской колонной…”
Не все они они были такими уж неподготовленными к войне. Немалое количество на самом деле прошло через Первую мировою и Гражданскую, к запаху пороха были привычны. Но новичков тоже хватало.
Они рыли окопы и блиндажи, готовили столицу к обороне. А осенью ополченцы вступили в бой, отчаянно стараясь еще хотя бы на неделю, да пусть даже на день задержать врага, рвущегося к Москве.
Главные бои пришлись на 6-7 октября 1941 года. Дивизия потеряла половину своего состава, многие пропали без вести, часть ушла к партизанам.
Писательская рота тоже многих недосчиталась. Сколько человек в нее входило? Пофамильно известно 53 ополченца – их перечислил Борис Рунин, тоже входивший в роту. А скольких он еще не вспомнил?
- Александр Бек, автор знаменитых романов “Волоколамское шоссе” и “Новое назначение”
- Степан Злобин, автор романа “Степан Разин”, лауреат Сталинской премии
- Эммануил Казакевич, автор повести “Звезда”, романа “Весна на Одере”
- Рувим Фраерман, автор популярной детской книги “Дикая собака Динго, или Повесть о первой любви”
Ротным был писатель Константин Клягин, опытный военный, начинавший еще на фронтах Первой мировой. В боях под Вязьмой 7 октября он попал в плен, был отправлен лагерь “Шталаг 336” на территории Литвы, где и скончался около года спустя.
В конце хотим добавить, что многие советские писатели и поэты пошли воевать с фашистами в других подразделениях. Павел Коган стал разведчиком и погиб в 1942-м, Илья Сельвинский дослужился до подполковника, был дважды контужен. Огромное количество поэтов ушло в военкоры. А еще есть целая когорта тех, кто начал писать стихи и прозу именно на фронте.
Светлая память всем, кто пал, защищая нас всех. Низкий поклон тем, кто выжил и победил!