Если внимательно перечитать знакомые с детства сказки, можно узнать много нового. Иногда мы, оказывается, помним совсем не то, что там было написано на самом деле.
Берем сказку про Аладдина из сборника “Тысяча и одна ночь”. Для чистоты эксперимента важно, чтобы это был именно классический перевод с оригинала, а не позднее переложение, где все уже подстроено под нынешнее восприятие. Классическим считается перевод на русский востоковеда Михаила Салье, выполненный в 1930-е годы.
Итак, открываем книгу и встречаем сюрприз в первом же предложении:
“Говорят, о счастливый царь, будто был в одном городе из городов Китая портной, живший в бедности, и был у него сын по имени Ала ад-Дин”.
Кое-где на просторах сети этот казус уже обнаружили, и периодически на глаза попадаются фразы типа “А вы знали, что Аладдин был бедным китайским мальчиком?” Тут тоже есть свой подвох. Жил-то он, может, и в Китае, но китайцем при этом не был. В смысле национальности.
Почему?
Ну хотя бы потому, что наш герой носит типичное мусульманское имя. В Поднебесной, конечно, мусульман и сейчас немало живет, и тогда встречались в некоторых количествах. Однако это практически всегда представители иных народов. Либо тюрки (на северо-востоке страны), либо арабы (на юге).
У нас явно второй случай. Стали бы арабы друг другу рассказывать сказки про бедного тюркского мальчика в китайской глубинке!
Есть и еще одно соображение. Дальше по ходу действия к Аладдину и его матери приходит некий колдун-магрибинец, выдающий себя за родного дядю нашего мальчугана. Дескать, искал он своего брата в Каире, искал в Багдаде, а в итоге дошел аж сюда. Магриб – это как раз арабская часть Африки, то есть все герои у нас арабы.
С происхождением и местом жительства Аладдина разобрались. А что там с принцессой?
Опять перевод Михаила Салье нам в помощь. Находим соответствующий фрагмент и видим русским по белому:
“И он стал придумывать хитрость, чтобы увидеть дочь султана, госпожу Бадр аль-Будур, и ему понравилась мысль пойти и спрятаться за дверями бани и поглядеть на царевну, когда она будет входить”.
Как из царевны Будур получилась принцесса Жасмин, один Дисней знает!