Мы привыкли все время ставить рядом два имени – Маяковский и Лиля Брик. Разбираться в сложных нюансах их взаимоотношений, трактовать их поступки и жесты, вчитываться в письма, которые они посылали друг другу.

Что ж, для нашего великого поэта-футуриста Лиля Брик действительно стала главной женщиной его жизни. Несмотря на периодические романы с другими и несмотря на ребенка, которого ему родила отнюдь не Лиля. Справедливости ради, надо сказать. что если бы Лиля ему позволила всегда быть только рядом с ней, без присутствия третьих лиц, он бы тут же забыл обо всех остальных.

Но Лиля не позволяла. Никогда для нее Маяковский не был главным мужчиной жизни. Сердце ее было прочно и навсегда занято другим. Как бы многим ни показалось странным, этим другим был ее собственный муж – Осип Брик.

С легкой руки Лили к нему приклеилось несерьезное обращение Ося. Так и представляется какой-то тюфяк, который настолько боготворил жену, что позволял ей у него под носом крутить роман с Маяковским.

В реальности же ситуация была кардинально иной. Осип Брик был одним из виднейших теоретиков литературы первой трети двадцатого века. Он стоял у истоков ЛЕФа – Левого фронта. Он основал знаменитое Общество изучения поэтического языка – ОПОЯЗ. Он поражал точными и смелыми суждениями.

Авторитет Брика был так велик, что ему даже простили разгромную рецензию на… “Разгром” Александра Фадеева, о котором никто больше не рискнул отозваться отрицательно.

Но при столь насыщенной интеллектуальной деятельности в личных отношениях он был, скажем так, холоден. Роман с Лилей, закончившийся свадьбой, он тянул семь лет. И тянул бы еще невесть сколько, если бы страстная Лиля не сделала все, чтобы затащить его под венец.

Проблема в том, что после свадьбы мало что изменилось. Брик по-своему любил и ценил Лилю, но именно по-своему. Активное внимание молодой супруги к Маяковскому его ничуть не трогало. Более того, он с удовольствием превратил поэта в еще одного своего соратника и увлеченно сражался бок о бок с ним на полях литературоведения.

Лиля заводила романы, меняла любовников, вела бурную жизнь, но готова была бросить все ради обычного семейного счастья с мужем. По крайней мере, ей так казалось. Она не уставала повторять, что смешной и трогательный Ося – это и есть ее настоящая любовь. Но Осе было не до ее чувств.

Они развелись в 1925 году. Брик тут же женился повторно на библиотекарше Соколовой-Жемчужной, тихой женщине, принимавшей его таким, каким он был. В новом браке он прожил еще 20 лет. Детей у него так и не появилось.

А Лиля продолжала его любить всю оставшуюся жизнь. Вот ее фраза, в которой прекрасно читается, кому навеки было отдано ее сердце:

“Когда не стало Маяковского – не стало Маяковского, а когда умер Брик – умерла я”.

А Фаина Раневская позже рассказывала, что Лиля призналась ей как-то, что с легкостью отказалась бы от всего, что было в ее жизни, ради Оси. И на удивленный вопрос “От Маяковского тоже?” ответила, не задумавшись ни на секунду: “Да, отказалась бы и от Маяковского. Мне надо было быть только с Осей”.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *