В последние годы в публицистике и на полях соцсетей разгораются настоящие сражения по поводу феминитивов. Одни ловко вворачивают в текст какую-нибудь “блогерку” или “фотографку”, другие строчат гневные комментарии, возмущаясь нововведениями. В общем, ситуация вам наверняка знакома.
Пожалуй, главным символом этой новой волны феминитивов стало слово “авторка”. Собственно именно с него чаще всего и начинаются текста, посвященные строгой необходимости повсеместного внедрения женских суффиксов. “Я авторка”, – звучит заявление где-нибудь в начале колонки, а потом следует текст на тему дискриминации женщин.
Дискриминация – это безусловное зло, к кому бы она ни относилась. Тут мы обсуждать ничего не будем. Но давайте поговорим про само слово “авторка”.
Как хотите, но упорные боевые действия вокруг него ведутся не из-за содержания (в чем уверены его адепты), а из-за формы. Доказательство тому – огромное, просто нереальное количество феминитивов, которые существуют в русском языке и никого не смущают. Начиная от какой-нибудь биатлонистки и заканчивая космонавткой.
Обратите внимание, что мы специально привели в пример не какие-нибудь старинные термины, а вполне современные слова. А так, список можно пополнять бесконечно – писательница, поэтесса, монахиня, певица, арестантка, мотоциклистка, актриса, стюардесса. И еще великое множество подобных слов мы используем повседневно и обыденно, даже не замечая этого.
Самое занятное, что для слова “автор” в свое время тоже возник феминитив, не вызвав никакого ажиотажа. Он использовался и в прессе, и в художественной литературе. Только образовывался он другим суффиксом: авторесса.
Вот цитата из романа Ольги Славниковой “Стрекоза, увеличенная до размеров собаки”: “Он запоздало выбросил газетную рецензию на выставку, где добросовестная авторесса, перечислив едва ли не всех, не упомянула Рябкова…”
Книга написана в девяностые годы. Писательница свободно пользуется феминитивом, образованным от слова “автор”. Если прошерстить газеты того времени, то подобных примеров можно найти еще немало. Потому что русский язык – это гибкий организм, который прекрасно умеет отвечать требованиям времени, естественным образом подбирая и составляя новые словоформы.
А бои вокруг “авторки” идут именно потому, что это слово принципиально образовано не по законам русского языка, а по законам идеологии.
Ну представьте, например, что по какой-то причине не было бы до сих пор феминитива от слова “писатель” и его стали бы образовывать с помощью все того же однообразного суффикса “-ка”. Полагаем, от “писателки” тоже многих бы коробило. И вовсе не по причине какого-то тотального неприятия феминитивов.