В завораживающе красивых, скандально откровенных и порой весьма жестоких историях «Тысячи и одной ночи» есть два ключевых и сквозных персонажа. Мужской – это беспощадный восточный царь Шахрияр, который был так потрясен изменой жены, что решил брать в жены только девственниц, казня их наутро после брачной ночи. И женский – это умница Шахерезада, дочь визиря, предназначенная стать очередной жертвой, но перехитрившая царя, как малого ребенка.

Вот об этих двоих мы сегодня и поговорим.

Как-то принято считать, что только богатое воображение, хорошо подвешенный язык и такой художественный прием, как клиффхэнгер (прерывание сюжета на самом интересном месте) обеспечили Шахерезаде неусыпное внимание правителя на протяжении тысячи и одной ночи, а с этим вниманием – и сохранность ее головы. Но тут мы бы хотели поспорить.

Нет, все вышеперечисленное верно. Сказки, которые рассказывала девушка, и правда оказались крайне увлекательными и воздействовали на слушателя по принципу современных сериалов, когда с нетерпением ждешь следующей серии, чтобы узнать продолжение. Вот только этого было бы совершенно недостаточно, если бы речь шла о другой несчастной, предназначенной потешить травмированное эго тирана ценой своей жизни. Царь бы ее просто не стал слушать. А если бы каким-то чудом и начал, то прервать историю не позволил бы, сочтя это неслыханной наглостью. И по завершении первой сказки – казнил бы сказочницу и вся недолга!

Итак, чем отличалась Шахерезада от своих предшественниц:

1. Ее отцом был визирь, то есть государственный муж и ближайшее доверенное лицо царя.

Согласитесь, одно дело – казнить ни за что дочь какого-нибудь простолюдина, живущего за стенами дворца, и совсем другое – дочь человека, который является правой рукой правителя. Во втором случае это попросту опасно и недальновидно. Опасно, потому что визирь имеет чисто физический доступ к царю. А недальновидно, потому что людьми такого уровня обычно не разбрасываются.

2. Главная героиня ввиду своего привилегированного положения и тяги к знаниям была весьма эрудированной особой, она

«…читала много исторических книг и жизнеописаний предшествовавших царей и рассказов о прошлых поколениях. Говорят, будто у нее было собрано до тысячи книг по истории, рассказывающей о предшествовавших поколениях и царях, и произведения поэтов…»

3. Опять же, будучи знатной по праву рождения, она прекрасно разбиралась в дворцовом этикете и негласных правилах, а значит не совершала раздражающих правителя ошибок.

Итак, перед Шахрияром предстала девушка, которая по своему положению была достойна того, чтобы хотя бы в самом начале он соизволил ее послушать. Блестящее образование, помноженное на богатое воображение, обеспечило ее рассказам его щедрое внимание.

Шахрияр воспринимал Шахерезаду человеком своего круга, поэтому ей и были позволены такие выходки, как долгие паузы в повествованиях. Представляем, как томился царь в ожидании следующей ночи! Но ждал. И пыток к Шахерезаде не применял, как несомненно поступил бы с любой другой рассказчицей, решись она провернуть подобный трюк.

В общем, как ни крути, наличие папы-визиря сыграло немаловажную роль в том, что она осталась жива. При этом, разумеется, мы ничуть не умаляем значения личных качеств этой необыкновенной девушки – глубокого ума, поразительной интуиции, творческой изобретательности и редкой красоты!

Согласны или нет? Пишите в комментариях!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *