
В истории французской литературы XIX века есть очень интересный и звучный термин – проклятые поэты (Les Poètes maudits). Наверняка вы его слышали, он очень известный. И наверняка даже знаете два-три имени таких поэтов. Но вот назвать всю классическую шестерку мало кто сможет.
Откуда вообще взялось это название – проклятые поэты?
Его ввел в 1883 году Поль Верлен, издав цикл статей с одноименным названием. В предисловии к этому циклу он написал следующее:
“Это Абсолютные Поэты — что нужно было сказать для сохранения спокойствия, но, за исключением факта, что спокойствие вряд ли нужно в эти времена, в нашем заголовке это есть — что он просто отвечает на нашу ненависть и, мы уверены, ненависть оставшихся в живых Всемогущих, о которых идет речь, к вульгарной элите читателей — грубая фаланга, которая делает нас хорошими.
Абсолютные в воображении, абсолютные в выражении, абсолютные — как Абсолютные Монархи лучших времен.
Но проклятые”.
Если пересказать это максимально просто, то суть в следующем. Перед вами – гении, но этих гениев общество ненавидит. Поэтому вместо термина “абсолютные поэты” приходится использовать другой – “проклятые”.
За что же эти поэты заслужили ненависть и проклятия тогдашних читателей? На этот счет есть очень много работ литературоведов. Но если кратко, то – за тематику своих стихов, резко контрастирующую с господствовавшим в ту пору классицизмом и романтизмом.
Эти поэты вскрывали социальные язвы, лезли в самые болезненные гнойники человеческих душ. Они не обращали никакого внимания на то, что морально, а что аморально. Они писали о том, что их волнует. А волновало как раз то, что раньше принято было обходить молчанием.
И, конечно, проклятые поэты – это не только про творчество. Это еще и про их жизнь – сложную, изломанную, полную несправедливостей.
Их не любили. Их не печатали. Но именно они вывели французскую и мировую поэзию на новые рубежи.
В первом издании работы Верлена был приведен обзор творчества трех таких поэтов – Тристан Корбьер, Артюр Рембо и Стефан Малларме. Во втором издании к ним добавилась еще одна тройка – Марселина Деборд-Вальмор, Вилье де Лилль-Адан и сам Поль Верлен, выведенный под анаграммой Бедный Лелиан (Pauvre Lelian).
Вот так и выглядит классическая шестерка проклятых поэтов.
Корбьер издал при жизни один-единственный сборник “Желтая любовь”, где шокирующим образом сочетал жесткий натурализм с идеализмом. В 29 лет он умер от чахотки. Его стихи по-настоящему оценили только годы спустя.
Рембо травили и не хотели публиковать в годы расцвета его таланта. В 21 год он перестал писать, так и не получив ни признания, ни славы. Сейчас он считается одной из вершин французской литературы.
Малларме проживет долгую жизнь и станет в итоге отцом-основателем французского символизма. Но случится это уже после выхода в свет сборника “Проклятые поэты”.
Марселина Деборд-Вальмор на первый взгляд выбивается из этого списка. Она была одним из крупнейших лириков середины XIX века, она была поэтом-романтиком. Но Верлен предлагает взглянуть на ее творчество по-новому, считает ее недооцененной, называет ее французской Жорж Санд.
Вилье де Лилль-Адан изначально был парнасцем, но в его творчестве постоянно росла протестная тематика. Он ненавидел ту власть, которую приобретали товарно-денежные отношения, был настроен скептически по отношению к индустриализации.
И, наконец, сам Верлен. Чуткий и тонкий лирик, он постепенно уходит от светлой изысканности к болезненному надлому. Это если говорить о тематике творчества. Но проклятый поэт – это ведь еще и трагическая судьба. А судьба Верлена полна самых мрачных поворотов, среди которых был даже тюремный срок.
А напоследок скажем, что классическая шестерка проклятых поэтов вскоре сильно расширилась. К проклятым поэтам стали относить и Шарля Бодлера, и Жерара де Нерваля, и Лотреамона. Все они на самом деле идеально подходили в эту категорию, даже странно, что Верлен про них не сказал.
Мало того, к проклятым поэтам добавили представителей других национальных литератур. Например, американца Эдгара По или англичанина Джона Китса. И список регулярно растет.
А кого из русских поэтов вы бы туда внесли?