Как показал опрос 2008 года, в США «Унесенные ветром» стоят на втором месте по популярности после Библии. И обошли в списке бестселлер Роулинг о Гарри Поттере. Впрочем, это и неудивительно, американцы очень ценят все свое, будь то кино, литература, ширпотреб или американская история. Если бы Роулинг была американкой, возможно, она и сумела бы потеснить Митчелл, но, увы.
Конечно, критики писали резкие и даже негативные отзывы об “Унесенных ветром”, но на то они и критики. А вот рядовые читатели продолжали книгу любить. Во многом, из-за любовной линии и приключений, но более всего за то, что книга – историческая.
Гражданская война Севера и Юга затронула всех в стране, во многом ее отголоски не улеглись и в XX веке. А Митчелл знала, о чем пишет, оба ее деда были в армии конфедератов. Рассказы о войне и быте довоенного Юга она слышала с детства, так что роман получился очень достоверным, полным исторически верных деталей и описаний. К слову, придирчивые критики специально выискивали в книге ошибки, но нашли только несколько погрешностей.
«Унесенные ветром» можно с полным правом назвать историческим романом-эпопеей. Мало какая американская книга может сравниться с ним по масштабу. Но был один автор, который попытался.
Тройной удар
В 1982 году американский писатель Джон Джейкс выпустил трилогию: «Север и Юг», «Любовь и Война» и «Рай и Ад». Романы сразу стали бестселлерами.
По сюжету два молодых человека, южанин-плантатор Орри Мэйн и северянин-промышленник Джордж Хаззард, едут учиться в военную академию Вест-Пойнт. Там они становятся друзьями, несмотря на разницу в мировоззрении, и приобретают врага Элкана Бента. Враг будет отравлять им жизнь на протяжении многих лет (и отравит-таки).
Первая часть рассказывает о жизни до Гражданской войны, описывает быт Севера и Юга. Вторая, естественно, повествует о войне, а третья о послевоенных трудностях. Первые две книги сразу были экранизированы и имели большой успех.
В отличие от романа Митчелл, здесь много детальных описаний исторических боев и политической обстановки. Митчелл в военном деле не разбиралась и благоразумно писать подробно не стала. У Джейкса же книга перегружена подробностями, что тормозит и утяжеляет повествование. Но это еще полбеды, кому-то же нравится историческое описание сражений. Хуже то, что автор не справился с описанием собственных героев.
Во все тяжкие
Герои вышли картонные, если положительные – то умные, красивые и благородные во всем. Если злодеи – то просто инфернальные, с извращениями и обязательно внешне уродливые. Исключение – красавица Эштон, гадюка по натуре.
Почему злодеи злодейские и за что ненавидят даже собственные семьи – не объясняется. Вот такие родились. Причем злодеи аккуратно расставлены в обеих семьях – по сестре на семью, а у Хаззардов еще и брат. Ненависть у той же Эштон Мэйн настолько сильна, что она принимает активное участие в уничтожении не только Хаззардов, но и собственной семьи и брата заодно. Неудачно, правда.
Злодей Бент наконец-то погибает во второй части на сгоревшем складе с боеприпасами. Но в третьей части… воскресает. И тут-то историческая книга окончательно превращается в фарс.
Отдельное недоумение вызывают поступки девушек. Северянка Вирджилия, приехав на Юг, сразу вступает в любовную связь с рабом-негром. Южанка Эштон соблазняет сразу нескольких курсантов Академии. Ну да, девушки в патриархальном обществе именно так себя и вели…
Экранизация исправила некоторые ляпы в сюжете, но их и так осталось немало. Так что книга Джейкса, несмотря на размах, никогда не станет вровень по глубине с «Унесенными ветром».
Елена Жаворонкова, специально для сайта “Литинтерес”