Нам всегда говорили, что пословицы – это настоящее сокровище русского языка. В них вековая мудрость, в них предостережения, в них доброе (а иногда и едкое) посмеивание над какой-нибудь глупостью. Представьте себе, как обеднел бы наш язык, если бы мы не могли ввернуть к месту что-нибудь вроде “без труда не вытянешь и рыбку из пруда” или “куй железо, пока горячо”.

И очень редко мы задумываемся над тем, что весь наш багаж таких пословиц – это верхушка айсберга. Очень многое мы уже потеряли, забыли, утратили. Еще каких-нибудь полтора века назад в ходу было огромное количество совершенно нам неизвестных сегодня пословиц.

Откуда мы знаем? Ну например, из книги “Пословицы русского народа”, изданной в 1894 году в Санкт-Петербурге в типографии С. А. Корнатовского под редакцией Н.Я. Ермакова.

Она в свою очередь основывается на более ранних сборниках – Владимира Даля, Снегирева, Богдановича. Богданович, к слову, собирал пословицы еще в XVIII веке, при Екатерине Великой.

Там есть много знакомого нам – про бабушку и Юрьев день, про зубы дареного коня, про шапку горящую на воре. Но давайте одним глазком посмотрим на какие-нибудь примеры забытых пословиц. Там, правда, среди пословиц чуть не половина – поговорки, но в то время особой разницы между ними не делали.

В поле две воли

Слышали такое когда-нибудь? Тут имеется в виду не поле ржи или пшеницы, а поле как место судебного поединка. В поле две воли – это значит, посмотрим еще, чья возьмет, примерно так.

Богатый бережет рожу, а бедный одежу

Звучит довольно хлестко. Тут имеется в виду, что в драке бедняку важнее сохранить одежду в приличном виде, поскольку подбитый глаз заживет, а оторванный рукав денег стоит. А для богатого деньги как раз не вопрос, ему важно хорошо выглядеть. Но, конечно, это все может и не только к драке относиться. тут целая жизненная философия.

Об исходе с ума сходят

Звучит сложно, туманно и непонятно. На самом деле “исход” здесь – это луна на ущербе. Бытовало мнение, что в это время обостряются душевные болезни.

Рад госпоже, что меду на ноже

Пословица времен крепостного права. Имеется в виду, что даже барская милость легко может выйти боком. Если слизывать мед с ножа, велика опасность порезать язык. Точно так же и барские благодеяния часто таят в себе подвох либо последующие проблемы.

Спела свинья волку песенку

Это загадочная поговорка восходит к известной в старину сказке про свинью, которую чуть волк не слопал, но она уговорила его дать ей время спеть песенку напоследок, а тут и кабаны подоспели.

Жили не люди, а умерли не родители

Давайте мы вам прямо процитируем пояснение из сборника Ермакова: “Родителями въ народѣ называются вообще покойники, которыхъ поминаютъ въ такъ называемыя родительскія субботы. Смыслъ пословицы тотъ, что кто живетъ не по-людски, тотъ не будетъ помянуть и послѣ смерти”.

Хлебай уху, а рыба вверху

Странная поговорка для нас сегодняшних. Возникла она оттого, что всю ценную рыбу, которую ловили в Волге, отправляли вверх – в столицу. А простому народу доставалась ерунда. По крайней мере, у Ермакова именно так объясняется смысл.

Ну как, интересно? Это мы только чуть-чуть в эту книжку заглянули!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *