Это объяснение нам ни разу нигде не попадалось, но оно очень похоже на правду. В общем, если что, считайте это нашим литературоведческим открытием.

Название знаменитой пьесы Максима Горького “На дне” особых споров, в общем-то не вызывает. Всем прекрасно понятно, что имел в виду автор. На дне жизни, на дне общества, на дне человеческой души. Разумеется, все эти смыслы заложены в название. Но вполне возможно, тут есть еще кое-что. Еще один нюанс, отсылающий нас к совершенно конкретной пьесе норвежского драматурга Генрика Ибсена.

Имя Генрика Ибсена в конце девятнадцатого века гремело по всей Европе. Наряду с Августом Стриндбергом он считается основателем “новой драмы” – драмы, полной реализма и тончайшего психологизма. Среди самых известных пьес Ибсена – “Кукольный дом”, “Гедда Габлер”, а еще “Дикая утка”. И вот к “Дикой утке” давайте приглядимся посерьезнее.

Перед нами семья Экдалов, едва сводящая концы с концами. Не нищета, но довольно бедненько. Все ее члены пережили свою драму, у всех, в общем-то, сломанные судьбы. Даже у тринадцатилетней Хедвиг, только она еще об этом не знает.

И вот в этот дом приходит Грегерс Верле – идеалист, романтик, который одержим идеей вытащить этих людей из их болота. Пробудить в них мечты, заставить поверить в себя, начать действовать. Что ж, действовать они под его влиянием начали, вот только семья в итоге развалилась, а точку в трагедии поставило самоубийство юной Хедвиг.

Не правда ли, все это похоже на основную фабулу горьковской пьесы “На дне”. Там ведь тоже двигателем сюжета является странник Лука, который, явившись в ночлежку, внушает всем мечты о лучшей жизни, зовет к действиям.

И в финале мы тоже видим самоубийство – Актер кончает с собой. То есть не видим, это за сценой происходит. Впрочем, и Хедвиг у Ибсена тоже стреляется не на глазах у зрителя, а за сценой.

А теперь самое главное. Центральной метафорой “Дикой утки” является реальная дикая утка, которую подстрелили и которая упала в реку.

“Известно… дикие утки всегда так. Нырнут на дно… в самую глубь, старина… вцепятся в траву, водоросли… и во всякую чертовщину там внизу… и уж наверх больше не всплывают”, – говорит Ялмар Экдал своему другу Грегерсу Верле.

Утку достала со дна охотничья собака, после чего раненую птицу выходили и теперь она живет в доме Экдалов. И Грегерс Верле хочет стать для Экдалов такой же собакой, которая достанет их со дна, поднимет наверх – к воздуху и солнцу.

“Если бы я мог выбирать, я бы лучше всего хотел быть ловкой собакой… Настоящей, умной, ловкой собакой, из таких, которые ныряют на дно за дикими утками, когда те идут ко дну, вцепляются там в водоросли и зарываются в тине”, – признается чуть позже Грегерс.

Пьеса “Дикая утка” была поставлена в России в сентябре 1901 года – в Московском художественном театре. Ялмара Экдала, кстати, играл сам Качалов, а Берту Сербю – Раевская! В общем, событие было нерядовым.

И спустя всего несколько месяцев после этого Горький начинает писать свою пьесу “На дне”. Как хотите, но это не совпадение. Это прямой ответ Ибсену.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *