
Вот мы и добрались до финала нашего цикла. Сегодня рассказываем еще о пяти лауреатах Нобелевки, включая самого свежего – венгра Ласло Краснахоркаи. Писатели в этой пятерке максимально разные. Стабильность только в том, что ни одна кандидатура не относится к числу тех, кто, скажем так, считается лидерами мнений и авторами бестселлеров. Тут не будет ни Салмана Рушди, ни Харуки Мураками, ни Мишеля Уэльбека, ни Донны Тартт.
А кто будет? Рассказываем.
2021 год. Абдулразак Гурна (Великобритания)
“За бескомпромиссное и сострадательное проникновение в последствия колониализма и судьбу беженца”
Помните, кто был первым в XXI веке лауреатом Нобелевки по литературе? Видиадхар Найпол, выходец с Тринидада, который с 17 лет жил в Англии и писал на колониальную тематику. Здесь у нас практически та же история – Гурна уехал с Занзибара в юном возрасте, всю жизнь прожил в Англии, а главная тема его произведений – это колониальный синдром.
Главные романы – “Рай” (1994 год),”Восхищенная тишина” (1996 год), “У моря” (2001 год) и “Дезертирство” (2005 год). В романе “Рай” он через историю мальчика-носильщика в Восточной Африке показывает, как арабская работорговля и немецкий колониализм буквально разрывают местное общество на части. При этом Гурна – не радикал. Он скорее показывает сложности жизни мигрантов, без особых выпадов в адрес Британии
2022 год. Анни Эрно (Франция)
“За мужество и клиническую остроту, с которыми она обнажает корни, отчужденность и коллективные ограничения личной памяти”
С Эрно комитет сделал ставку на гиперреализм и феминистскую повестку. Ее главная книга “Годы” (2008 год) – это дневник целого поколения французов. Через описание быта, рекламы, песен и личных воспоминаний она воссоздает дух времени от послевоенных лет до 2000-х.
Автобиографическая проза Эрно похожа на вивисекцию собственных интимных тайн, вплоть до аборта, рака молочной железы, смерти родителей (обо всем этом она написала отдельные романы). Она препарирует собственную жизнь, возводя ее до коллективного опыта поколения. Нобелевский комитет, наградив ее, окончательно узаконил жанр автофикшена как манифеста.
2023 год. Юн Фоссе (Норвегия)
“За новаторские пьесы и прозу, которые дают голос тому, что невыразимо”

В последнее время шведские академики явно обходили вниманием драматургов. Но тут эта ошибка была исправлена. Юна Фоссе часто сравнивают с Генриком Ибсеном, самым известным скандинавским драматургом за всю историю. Фоссе действительно много унаследовал от Ибсена, но продвинулся куда дальше в сторону минимализма и авангарда. По сути он наследник не столько Ибсена, сколько Сэмюэла Беккета, мэтра театра абсурда.
Фоссе давно ходил в фаворитах, регулярно выдвигался на Нобелевку, а на родине его вообще считали живым гением, так что выбор академиков, в общем-то, никого не удивил.
2024 год. Хан Ган (Южная Корея)
“За свою напряженную поэтическую прозу, которая сталкивается с историческими травмами и обнажает хрупкость человеческой жизни”
А вот премия 2024 года для многих стала большим сюрпризом. Впервые Нобелевская премия по литературе ушла в Корею. Ее получила писательница Хан Ган, изрядно нашумевшая в свое время романом “Вегетарианка” (2007 год). Героиня этой книги после кровавых сновидений решает отказаться от мяса, а в итоге встает в оппозицию всему современному обществу, основанному на насилии. Роман вызвал большой резонанс из-за своей жесткости.
Впрочем, внимание академиков, скорее, привлекли более поздние произведения Хан Ган. В частности, последняя ее книга “Я не прощаюсь”, вышедшая в 2021 году. Там писательница затрагивает болезненную политическую тему – жестокое подавление восстания на острове Чеджу в 1980-е годы.
2025 год. Ласло Краснахоркаи (Венгрия)
“За его убедительное и дальновидное творчество, которое посреди апокалиптического ужаса подтверждает силу искусства”

Фигура, завершающая наш цикл. Про Краснахоркаи мы писали буквально на днях в отдельной статье, поэтому просто вкратце напомним. Главная тематика – человек в абсурдном мире, где все летит в тартарары. Такие себе кафкианские антиутопии. При этом текст решен в модернистском ключе – бесконечный предложения, бесконечные абзацы (в “Сатанинском танго” каждая глава состоит из одного длиннющего абзаца), концептуальная структура.
И стоит отметить, что Ласло Краснахоркаи является последовательным критиком Виктора Орбана. Это дало повод экспертам утверждать, что шведские академики вложили в свое награждение подчеркнутый политический подтекст. И повод, надо сказать, небезосновательный.
В целом же, отметим, что в последней на сегодня пятерке нобелевских лауреатов странных решений не было, скандалов тоже, да и в плане явной политизированности выделяется только один лауреат. По части языков тут тоже идет откат от доминирования английского. Кроме англичанина, премии получили француженка, норвежец, кореянка и венгр. Прямо праздник мультикультурализма. Есть драматург, есть две женщины, есть модерн и авангард, есть историческая проза, есть автофикшен.
Скажем прямо, всю пятилетку академики явно пытались идти в сторону максимального разнообразия. Интересно, этот тренд закрепился? Опыт показывает, что после таких периодов Нобелевку опять накрывает волна откровенной ангажированности и очень спорных кандидатур.
Что ж, посмотрим, почитаем!