
Про этот спектакль Московского художественного академического театра имени Горького много ярких отзывов – хвалебных, комплиментарных. Пишут, что актеры играют “на разрыв”, что эмоции зашкаливают, что это надо смотреть в обязательном порядке.
И мы посмотрели. Посмотрели в гастрольном варианте – труппа приезжала в Санкт-Петербург и выступала в легендарном Михайловском театре. В ролях – звезды: Агния Кузнецова, Алиса Гребенщикова, Екатерина Волкова, Наталия Медведева, Екатерина Ливанова. Мать Есенина сыграла Екатерина Стриженова. А самого поэта – Андрей Вешкурцев.
Режиссер – Галина Полищук.
Давайте сначала о хорошем расскажем.
В плане декораций и общей эстетики тут чистый минимализм. Поставили кровать на пустом пространстве – вот тебе квартира. Поставили стол и стул – вот тебе “Бродячая собака”, где Есенин устраивает очередной скандал.
Но этот минимализм удивительным образом не мешает объемному восприятию происходящего. Может быть, даже еще лучше передает общую неустроенность быта и зыбкость времени. Там ведь вся эпоха была такая – на чемоданах, без стен и дверей.
В общем, за визуал вполне можно поставить плюсик. Да, решения достаточно модернистские, но они прекрасно работают. А это самое важное.
Женщины…
Женщины сыграли свои роли по-разному. Кто-то чуть ярче, кто-то послабее. Но в целом, вопросов нет. Екатерина Стриженова в роли матери, пожалуй, была самой интересной. Агния Кузнецова вполне передала нервическую натуру Галины Бениславской. Зинаиду Райх именно такой себе и представляешь, спасибо Алисе Гребенщиковой. Ну и так далее, всех перечислять не будем.
И вот мы доходим до центральном фигуры. До того, кто был центром притяжения всех этих женщин. До самого скандального, самого обаятельного, самого любимого огромным количеством наших соотечественников поэта Серебряного века. До Сергея Есенина.
И тут нас ждет огромный минус.
На протяжении всего спектакля Есенин в исполнении Андрея Вешкурцева почему-то непрерывно ноет и орет. Нормально он разговаривать вообще не может. Каждая фраза произносится с истерическими нотами душевнобольного человека.
Можно было бы сказать, что актер таким образом передает трагизм поэта, не находящего себе места в мире. Но тогда надо было бы показать нарастание этого трагизма. Динамику. Грубо говоря, провести персонажа через арку, если пользоваться сценарными терминами. И тогда в финальной, скажем, трети спектакля мы бы с болью и ужасом сочувствовали этой драме.
Но нет. Есенин с первой и до последней секунды на сцене совершенно одинаковый. Кроме бесконечного нытья он ничего не выдает. Нытья и воплей. Он орет на друзей, на врагов, на случайных знакомых. И в первую очередь он, конечно, орет на своих женщин.
Отношения Есенина с женщинами в этом спектакле вообще заставляют глаза недоуменно лезть на лоб. Да, мы знаем, что там было много сложного и подчас некрасивого. И скандалы были, безусловно. Но разве было только это? Ведь за что-то женщины в него влюблялись?
Почитайте воспоминания современников и современниц – Есенин был крайне обаятелен, умел ухаживать, умел сделать так, что женщины от него млели. Особенно в начале отношений.
Но в спектакле ничего этого нет. Ничего хорошего женщины от него не видят, ни одного доброго слова. При этом почему-то все к нему возвращаются и падают в объятья. Психология тут и не ночевала.
Что хотите говорите, но это не Есенин, а какая-то манная каша. Есенин был разным, но унылым пьяницей его уж точно назвать нельзя. А ничего другого в спектакле просто нет.
Ну и зачем было его изображать в спектакле именно таким?
Тут важный момент. Мы очень сомневаемся, что такая трактовка образа Есенина – это личная инициатива Андрея Вешкурцева. Точнее, это на сто процентов не так. Разумеется, актер отыгрывал режиссерскую идею.
И вот к режиссеру-то как раз огромные вопросы и возникают. Из любви к Есенину это было сделано? Ощущение, что нет. Скорее из прямо противоположных чувств.