Нет во Франции литературной премии престижнее, чем Гонкуровская. Хочешь сразу обозначить уровень мастерства какого-нибудь французского писателя? Скажи, что он гонкуровец – и рука образованного француза сразу потянется за книгой. Получить Гонкуровскую премию можно лишь раз в жизни. Но нашелся человек, который умудрился это сделать дважды.

Звали этого человека – Ромен Гари.

Родился он, кстати, в России, в семье актрисы Мины Овчинской и коммерсанта Лейба Кацева. Мальчика назвали Ромой, и быть бы ему в будущем известным русским писателем Романом Кацевым, если бы в 1925 году его родители не развелись и мать не решила увезти сына за границу.

Три года Мина с сыном прожили в Польше, после чего перебрались еще дальше – во французскую Ниццу. Роме к тому времени было 14 лет, во Франции он оказался впервые, говорил по-русски. Но к 28 годам он войдет во французскую литературу с новеллой “Европейское воспитание” и очень быстро окажется одним из самых известных и востребованных французских писателей.

Для литературной деятельности Кацев придумал себе звучный псевдоним – Ромен Гари. Фамилия Гари, как он сам позже объяснял, была образована от русского слова “гореть” в повелительном наклонении.

Популярность Гари быстро нарастала, его книги привлекли внимание не только читающей публики, но и критиков. В 1956 году он издал один из самых значимых своих романов – “Корни неба”. Успех был настолько крупным, что его в том же году выдвинули на Гонкуровскую премию. И не только выдвинули, но и наградили.

Мы не будем перечислять все ступени его литературной карьеры. Перейдем к самому необычному эпизоду – скандалу с повторным Гонкуром.

В 1974 году во Франции выходит книга никому не известного писателя Эмиля Ажара “Голубчик”. Рукопись была прислана из Бразилии. Читатели встретили явление новой литературной звезды с большим одобрением – слог начинающего автора был прекрасен, сюжет интересен, книга явно заслуживала самых высоких похвал. А скупые подробности биографии только подогревали ажиотаж. Эмиль Ажар имеет криминальное прошлое, во Францию он не может вернуться, поэтому скитается по миру.

Сразу посыпались догадки – кто такой этот загадочный Ажар? Ливанский террорист? Подпольный хирург? А может быть, это альтер эго какого-то крупного писателя? Луи Арагона, например!

На Ромена Гари не подумал никто, поскольку критика давно уже объявила его “исписавшимся”. Собственно, это и была главная причина, по которой он решился на эту мистификацию. Гари знал, что опубликуй он роман под своим именем, к нему отнесутся предельно предвзято. Скорее всего, толком никто и не вчитается – так, перелистают со скукой.

А дальше Эмиль Ажар зажил своей жизнью. Он давал интервью (для этого Гари пришлось воспользоваться помощью своего племянника), писал новую книгу “Вся жизнь впереди”, издал ее в 1975 году и… получил за нее Гонкуровскую премию.

После этого вышли еще две книги Эмиля Ажара и никто не заподозрил, что за этой маской скрывается Ромен Гари. Вернее, почти никто, поскольку его подруга Линда Ноэль вспомнила, что как-то видела на столе у Гари тетрадь с заголовком первого романа Ажара. Но ее никто не хотел слушать.

Только в 1979 году Ромен Гари написал эссе, в котором раскрыл свое инкогнито и рассказал подробности этой великой литературной мистификации. Через год и несколько месяцев после этого он покончил с собой.

А фамилия Ажар, кстати, таила в себе подсказку для внимательного читателя. Она тоже восходит к русскому языку – к слову “жар”, которое связано с горением. Но подсказку эту при жизни Гари так никто и не заметил.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *