Иногда кажется, что психология “купи-продай” вообще непобедима. Мир, построенный на товарно-денежных отношениях умудряется делать деньги даже на том, что по самой своей сути подразумевает безоговорочный протест против капитализма.

Один из самых ярких примеров – казус с книгой американского писателя Эбби Хоффмана, которую нельзя продавать и которая тем не менее отлично продается.

Книга, которую нельзя продавать. Но ее все равно продают

Эбби Хоффман – один из ярких активистов 1960-х – 1970-х годов в Америке. Активистов левого толка. Если говорить еще точнее, то он придерживался анархистских взглядов, весьма непримиримых и к понятию собственности, и к капитализму в целом.

Это именно он возглавлял ту самую легендарную осаду Пентагона, состоявшуюся в 1967 году. Тогда пятидесятитысячная толпа двинулась к зданию военного министерства, протестуя против боевых действий во Вьетнаме. Кульминация протестов пришлась на 21 октября 1967 года. Помните знаменитую фотографию, получившую название “Сила цветов”? Она была снята именно тогда:

Книга, которую нельзя продавать. Но ее все равно продают

Так вот, Эбби Хоффман написал книгу “Steal This Book”, посвященную борьбе против корпораций и правительства. На русский язык переводится так: “Сопри эту книгу”.

И это не просто броский заголовок. Это рекомендация автора каждому читателю. Воровать в условиях, существующих в Америке, считал он, не не является аморальным. Наоборот, аморально – не делать этого, заявлял Хоффман.

Разумеется, печатать такую книгу не взялось ни одно издательство. Но Хоффман перед такими трудностями никогда не отступал. Он взял и основал свое собственное издательство Pirate Editions.

В 1971 году его произведение увидело свет. И… оказалось дико популярно. Книгу моментально расхватывали везде, где она появлялась. И знаете, что произошло дальше?

Книга, которую нельзя продавать. Но ее все равно продают

Правильно. Ее стали печатать с коммерческими целями. Она появилась на прилавках книжных магазинов. С ценниками. И люди платили за то, чтобы купить книгу, которую нельзя покупать.

Хоффман пошел на такую сделку с издательствами, поскольку считал, что а) это позволит добиться широкого распространения книги б) грамотный читатель сумеет сделать свои выводы из заглавия.

Кстати, ее до сих пор периодически издают и продают.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *