Кен Кизи написал в 1962 году роман, который стал культовым для его поколения. Это были времена битников и хиппи, студенческих волнений, появления контркультуры. Слово “Свобода” было написано, зримо или неявно, чуть ли не на всех знаменах.

И роман получился такой же – о свободе, о бунте, о способности в одиночку идти против системы. Даже когда нет никакой надежды, даже когда тебя объявляют психом, и даже когда никто из таких же “психов”, как ты сам, не готов пойти с тобой до конца. Не готов, потому что бунт бунтом, но есть же правила, санитары рассердятся.

В 1975 году Милош Форман – умный и талантливый режиссер – снял фильм по мотивам произведения Кена Кизи. Его экранизация “Пролетая над гнездом кукушки” получила колоссальный успех, благосклонное внимание критиков и целый ряд престижных премий. До сих пор эта картина в числе любимых у многих киноманов.

Но самому писателю экранизация дико не понравилась. И это еще мягко сказано. Кизи, по словам современников, относился к картине Милоша Формана с полным презрением.

И это не просто придирка автора, который всегда видит все по-своему. Кен Кизи совершенно прав – фильм блестящий сам по себе, как драма о сильной личности в сложных обстоятельствах. Но к идее романа это не имеет никакого отношения. Режиссер просто убил весь сюжет, переведя его в совершенно другую плоскость.

"Пролетая над гнездом кукушки" - как обманули зрителей

Нет, к Макмерфи, блестяще сыгранному Джеком Николсоном, претензий никаких нет. Он действительно хорош – бунтарь, бросивший вызов психбольнице и настойчиво пытающийся вернуть остальным пациентам вкус к жизни.

Проблема в том, что в книге – это вовсе не главный герой. Центральное место в романе занимает Вождь, молчаливый индеец, который один из всех видит главное: психушка – это не отдельно взятое медицинское учреждение, где дорвавшиеся до власти санитары измываются над пациентами. Это Комбинат, всего лишь звено в огромной машине по превращению людей в обычные винтики. Не в больнице дело, а в том, что так устроено само современное общество – свободные люди не нужны, нужно только послушное стадо.

Именно об этом Кизи и написал свой роман. Размышлениям Вождя на эту тему уделено огромное количество места. Собственно его глазами-то мы и видим всю эту неестественную психологическую машинерию, Комбинат по переработке душ.

А теперь скажите, что от этого осталось в фильме? Ровным счетом ничего. Никаких намеков на то, что перед нами не эксцесс в психушке, а совершенно обычный эпизод из жизни общества. Более того, настойчиво подчеркивается, что такие порядки – это нечто ужасное и исключительное, произвол персонала конкретной больницы.

"Пролетая над гнездом кукушки" - как обманули зрителей
В итоге получился разве что гимн сильному человеку, способному бороться против ужасных обстоятельств, в которых он оказался. Тоже важная идея, но принципиально ничем не отличающаяся от идеи любого голливудского боевика. Только снято получше.

Но ведь Форман не дурак, он прекрасно знал, о чем написан роман Кена Кизи. Да и любой, кто его читал, это понимает. Почему же тогда фильм вышел совсем не о том? На ум приходит только одно: а мог ли в Америке вообще выйти фильм, представляющий всю страну Комбинатом по штамповке винтиков? Учитывая те колоссальные усилия, которые тогдашняя, да и современная киноиндустрия тратит на создание притягательного облика “самой свободной страны мира”? Ответ очевиден.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *