В традиционном обществе дети наблюдали за проявлениями взрослой жизни и принимали в этом посильное участие. Практически никакой аспект жизни не обходился без детей, будь то свадьба, хозяйственная деятельность, поминки, погребение. Все эти взрослые моменты всегда находили отражение в играх.
Исследователи нашли связь старинных и уже забытых обрядов с популярными присказками, песенками и играми. Настоящие, взрослые обряды сохранились у детей, в форме игры, в то время как из взрослой жизни они практически исчезли. Многие детские считалки и песни сохранили отголоски древних ритуальных формул, при внимательном рассмотрении это становится понятно.
В детских играх можно найти много интересного, не только воспоминания о бытовых действиях (выбор невесты, жениха и т.д.), но и элементы древних ритуалов. На первый взгляд это неочевидно, но если как следует поискать, то обнаруживаются любопытные вещи.
Например, интересную гипотезу выдвигает академик Рыбаков. Он предположил, что в детской игре «Сидит, сидит Яша» сохранились отголоски архаичного жертвоприношения. Девушек приносили в жертву Змею-Ящеру, чтобы его задобрить.
Игра идет под хороводную песню:
Сиди, сиди, Яша,
Под ореховым кустом.
Грызи, грызи, Яша,
Орешки каленые
Милому дареные.
Смысл действа в том, что мальчик под именем «Яша» сидит посередине, а потом выбирает из хоровода девочку. Это и есть его невеста. Иногда мальчику завязывают глаза и он должен угадать невесту, иногда должен отобрать у претендентки ее венок, варианты есть разные.
Но смысл один – выбор невесты. Игра была популярна до начала XX века, и не только в России.
Однако при чем же тут Ящер и какие-то его жертвы? По мнению Рыбакова, наши предки когда-то поклонялись змееподобному или ящероподобному божеству. Жил он то ли под водой, то ли под землей, ему требовались не просто жертвы, а именно человеческие. Чтобы умилостивить страшное существо, выбирали «невесту». Это очень известный сюжет, встречается во многих сказках и народных песнях.
Со временем жертвы приносить перестали, история забылась, и имя злого Ящера превратился во всем понятного Яшу. Забылся и страшный смысл «выбора невесты» Но, как мы помним, существуют и другие варианты этой игры, вот в белорусской песенке фигурирует именно Ящер:
Сяде Ящер под пирялущем
На ореховом кусте,
Где ореховая лусна…
(Жанитися хочу!)
Возьми себе девку,
Котораю хочешь…
Здесь прямо говорится о том, не мальчик Яша сидит под кустами, а некий Ящер. А уж чего хорошего ждать от ящера…
Опять вернемся к белорусскому фольклору, к песне о злом морском цмоке (змее), который требовал у народа ежедневную жертву. Очередь дошла до царя, вот царская дочь и отправилась в невесты на корм…
Даўно, даўно тое было —
Кругом зямлi мора лягло.
А ў моры тым жыў люты цмок,
Штодня збiраў з людзей аброк.
Давалi цмоку ды аброку —
На кожны двор па чалавеку.
Аддалi ўжо з кожнага двара,
Прыйшла пара ды й на цара.
— Цару, цару, прыбiрайся,
Цi сам iдзi, цi жонку шлi!
Жану сваю пашкадаваў,
Дачку-красу к мору паслаў.
Вот так начнешь копаться в сказках и мифах и докопаешься до удивительных вещей.
Хотя насколько прав был Рыбаков в своих догадках – судить трудно. Но гипотеза интересная и довольно убедительная. Желающие могут подтвердить и дополнить. Или опровергнуть.
Елена Жаворонкова, специально для сайта “Литинтерес”