Сонет действительно знаменит. Не то чтобы его знал каждый неаполитанский лаццароне (оборванец), но во всех приличных хрестоматиях по итальянской литературе он в обязательном порядке печатается. Тем более, что за ним такая драматичная история стоит!

В мая 1508 года в Ферраре состоялась свадьба. Известный поэт Эрколе Строцци женился на своей возлюбленной Барбаре Торелли – близкой подруге самой Лукреции Борджиа.

Впрочем, Строцци тоже не был мелкой сошкой. Он был вхож в самые высшие круги аристократического общества, а его хромота только придавала ему шарма. Проще говоря, он был весьма модным. Кстати, с Лукрецией он общался весьма тесно и без всякой Барбары. Злые языки поговаривают, что не только… общался.

Всего через 13 дней после этой свадьбы на Строцци напали. Тело поэта обнаружили рядом с церковью Святого Франческо. Несчастный был завернут заколот 22 ударами кинжала, завернут в собственный плащ, а его волосы выдраны. Лютая смерть.

Кто это сделал, современники так и не выяснили, историки – тоже. Но вот версий было выдвинуто немало. Одни говорили, что его приказал убить из ревности муж Лукреции Альфонсо д’Эсте. Другие приписывали это злодеяние самой Лукреции – из ревности к Барбаре! В общем, слухов ходило множество.

Безутешная Барбара написала сонет “На смерть супруга”. Приведем его вам целиком:

Вдруг погас у Амура факел, стрела сломалась.
Лук пропал и колчан потерян: бог обессилел
Оттого, что жестокой Смертью тот ствол был спилен,
Под которым мне так спокойно в тени дремалось.

О, увы, не суметь ныне отыскать в могиле
Мне того, душу чью отобрал Рок, а не старость,
Только пять дней и восемь нам с любимым досталось
С той минуты, как руки в церкви соединили.

У меня больше нет желаний, одного алчу —
Замесить прах слезами, вылепить снова тело,
Холод смертный прогнать, дыханье вернуть обратно

И потом, с криком громким, с храбростью шестикратной,
Негодяю явить, что узы рассек, без плача,
И сказать: — Посмотри, все может Любви бог сделать!

Теперь мы переносимся на двести лет вперед. В 1713 году феррарский поэт Джироламо Баруффальди публикует антологию, в которую вошли известные поэтические произведения его земляков разных эпох. Туда он включил и сонет Торелли, сопроводив его примечанием: “Жены Эрколе Строцци на его смерть, донны высокого происхождения, редкой красоты и больших знаний, и поэтому привлекавшей многих”.

Сонет был высоко оценен итальянскими литераторами – писали, что он весьма искусен. А в последующие годы его слава только возрастала. Он стал просто легендарным. Но одновременно росли и подозрения.

Дело в том, что до 1713 года никто об этом сонете и слыхом не слыхивал. Откуда его откопал Баруффальди, так и осталось неизвестным. Да и у самой Барбары Торелли никто поэтических талантов не отмечал. Ни одного стихотворения она больше не написала.

Так она ли вообще автор этих строк?

К концу XIX века большинство итальянских филологов пришло к выводу, что сонет, скорее всего, написал сам Баруффальди, вдохновившись трагической историей гибели Эрколе Строцци.

Впрочем, активно разыскивались и другие кандидаты в авторы. Сонет даже приписывали Лодовико Ариосто – одному из крупнейших итальянских поэтов той эпохи, жившему, кстати, как раз при дворе герцога Феррары.

На сегодня вопрос с авторством окончательно не закрыт. Велик шанс, что это действительно литературная мистификация. Однако сонет продолжает печататься под именем Барбары Торелли.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *