В 1885 году двадцатилетняя пианистка стояла в Лувре перед портретом загадочного молодого человека, жившего много веков назад. Во взгляде юноши с картины читалась скорбь, помноженная на упрямство. О чем он думал? Какую тайну хранил в своем сердце?
Потрясенную пианистку звали Этель Лилиан Буль, она была дочерью известного английского математика Джорджа Буля. К этому моменту она уже была увлечена революционными идеями и особенно восхищалась известным итальянским политиком, создателем подпольной организации “Молодая Италия” Джузеппе Мадзини.
Неизвестный юноша сразу представился ей революционером. Мрачным, язвительным, решительным. Черные одежды указывали на пережитую драму. Что с ним случилось?
Спустя двенадцать лет Этель даст свой ответ. Она напишет и издаст роман “Овод”, в котором юный Артур Бертон переживет страшное разочарование, будет отвергнут и оклеветан, но однажды вернется под чужим именем. Бертон станет Феличе Риваресом – неукротимым революционером и неподкупным журналистом по кличке Овод.
Образ главного героя, как позже признавалась сама писательница, был вдохновлен именно этим портретом.
Роман “Овод” вышел в 1897 году, а в 1902-м Этель Лилиан Буль вышла замуж за поляка Михаила Войнича и с тех пор мы знаем ее только под этой фамилией.
Портрет, который произвел на нее такое неизгладимое впечатление, вдохновил еще одного человека – русского поэта Серебряного века Николая Гумилева.
Летом 1906 года двадцатилетний (тоже!) юноша стоял в Лувре перед тем же самым полотном. Он только-только приехал в Париж из России, был предельно романтичен и смотрел на все широко раскрытыми глазами. Юношу звали Николаем, он писал стихи и уже издал свой первый сборник “Путь конквистадоров”.
Спустя четыре года он напишет стихотворение “Портрет мужчины” с подзаголовком “Картина в Лувре работы неизвестного”:
“Его глаза — подземные озера,
Покинутые царские чертоги.
Отмечен знаком высшего позора,
Он никогда не говорит о Боге”.
Вчитайтесь в это четверостишие. Прямо-таки Овод описан, не правда ли? Нет, Гумилев, конечно, писал совсем не о персонаже Войнич, он писал именно о средневековом таинственном незнакомце, скрывающем мрачную тайну. В следующих строках эта тема подробно раскрывается. Но все равно параллель очень интересная.
Считается, что стихотворение Гумилева посвящено именно той самой картине, о которой мы говорили выше, несмотря на то, что автор ее все-таки известен. Полотно принадлежит кисти итальянского художника начала XVI века Франческо Франчабиджо. Зато неизвестно, кто там изображен.