
В 1824 году великий князь Николай Павлович, брат царя, задумывается о том, как воспитывать своего сына, юного Александра. Кто должен давать его образование, учить наукам?
Понятно, что по щелчку пальцев можно добыть любых педагогов, хоть отечественных, хоть зарубежных. Но нужен не просто абстрактный педагог. Нужна личность, нужен образцовый гражданин, нужен духовный светоч.
И кажется, такой есть совсем под боком. Это русский поэт, уже много лет находящийся при дворе. Он преподавал русский язык жене Николая Павловича, немецкой принцессе Шарлотте. А до этого был чтецом у вдовствующей императрицы Марии Федоровны. Зовут его Василий Андреевич Жуковский…
От “бастарда” до придворного
Василий Жуковский появился на свет 29 января 1783 года в селе Мишенское Тульской губернии. Он был внебрачным сыном богатого помещика Афанасия Бунина и пленной турчанки Сальхи, взятой в плен при штурме Бендер.
Мальчика усыновил бедный дворянин Андрей Жуковский – отсюда и фамилия. Хотя формально он получил дворянство, положение “незаконнорожденного” накладывало отпечаток на всю его жизнь. Возможно, именно это воспитало в нем ту особую чуткость к несправедливости, которая позже проявится в его педагогических методах.
Образование он получил сначала в частном пансионе, затем в Московском университетском благородном пансионе. Здесь раскрылся его литературный талант. Уже в 14 лет он пишет свое первое значительное произведение – “Мысли при гробнице”.
К 30 годам Жуковский становится признанным мастером слова. Его баллада “Светлана” (1813) вызывает восторг у публики. Он создает первые в России полноценные романтические произведения, переводит Шиллера, Байрона, Вальтера Скотта.
В 1816 году происходит судьбоносное событие – он становится чтецом при вдовствующей императрице Марии Федоровне, жене покойного императора Павла Первого. А уже через год его приглашают преподавать русский язык принцессе Шарлотте (будущей императрице Александре Федоровне).
Его тактичность, образованность и душевные качества производят настолько хорошее впечатление, что когда встает вопрос о воспитателе для наследника, выбор падает именно на него.
Педагогическая революция: как учили будущего царя
В 1824 году Жуковскому сделано предложение – заняться воспитанием княжича Александра Николаевича. Предложение важное и ответственное. Жуковский воспринимает его как свою миссию.
Пушкин в сентябре 2024 года пишет Дельвигу:
“Жуковский, я думаю, погиб невозвратно для поэзии. Он учит великого князя Александра Николаевича русской грамоте и, не шутя говорю, все время посвящает на сочинение азбуки. Для каждой буквы рисует фигурку, а для складов картинки. Как обвинять его! Он исполнен великой идеи: образовать, может быть, царя. Польза и слава народа русского утешает несказанно сердце его”.
Кстати, оцените пушкинскую прозорливость. В 1824 году еще жив император Александр I. Еще никто не знает, что брат императора Константин Павлович в тайном письме отрекся от будущего престола. А тут – “образовать царя”.
После декабрьских событий 1825 года Жуковскому становится ясно, что в его руках и впрямь – будущее России. Юный княжич Александр превратился в цесаревича, официального наследника престола. К задаче его воспитания поэт решил подойти крайне серьезно, поэтому в 1826 году попросил отпуск – нужно было время разработать масштабную программу. Летом он уезжает в Германию, где начинает подготовку.
“Работы у меня много, на руках моих важное дело. Мне не только надобно учить, но и самому учиться, так что не имею права и возможности употреблять ни минуты на что-нибудь другое…”, – пишет он племяннице из Дрездена.
К осени 1826 года им составлен подробный “План учения”, который отправлен в Петербург на утверждение царю. Император Николай I делает несколько правок и принимает этот план.
План очень подробный. Там есть все, вплоть до обязательного облучения цесаревича токарному и столярному ремеслу. Очень много строится на обсуждениях и разговорах – цесаревич должен не зазубривать, а понимать то. что учит. Список литературы тщательно выверен и отобран.
Жуковский подходит к воспитанию цесаревича с необычайной ответственностью. Он разрабатывает подробный “План учения”, который Николай I утверждает с небольшими поправками.
“Ничто не ускользает от внимания бдительного наставника. Он тщательно перечисляет все нужные учебные пособия: книги, карты, эстампы; распространяется о расположении учебной комнаты, особой горницы для игр и гимнастических упражнений, мастерской для ручных работ. Настаивая на необходимости придерживаться установленного порядка, безусловно подчинить и особу Наследника, и все его окружающее лицам, которым вверено его воспитание, он выражает надежду, что сам Государь, утвердив воспитательную программу, „благоволит быть первым беспрекословным ее исполнителем“.
“Русский биографический словарь” А.А. Половцова (1896)
Царицей всех наук Жуковский видел историю. Именно изучение истории для будущего государя должно было дать лучшие уроки управления государством понимания его сил и слабостей.
Пощупать своими руками
И еще одна важная вещь. Огромную образовательную функцию Жуковский отводил путешествиям по стране. Будущий император должен был повидать Россию своими глазами, буквально пощупать ее, чтобы понимать, чем живет его страны.
Такое путешествие действительно состоялось в 1837 году. В один весенний день экипаж покинул Петербург. Внутри сидели два пассажира: великий русский поэт Василий Андреевич Жуковский и наследник русского трона – девятнадцатилетний цесаревич Александр Николаевич, будущий император Александр II.
Молодого цесаревича ждали встречи с людьми всех сословий, посещение провинциальных городов, заводов, ярмарок и деревушек, дающих представление о повседневной жизни огромного государства. Полгода они провели в дороге, добравшись аж до Тобольска и вернувшись потом обратно.
В апреле 1841 года цесаревич Александр Николаевич женился. И практически сразу после этого Жуковский попросил у Николая I отставки: “Государь, я хочу испытать семейного счастия, хочу кончить свою одинокую, никому не присвоенную жизнь…”
Жуковский умер в Баден-Бадене 12 апреля 1852 года, так и не увидев своего воспитанника на троне и так и не узнав о его великих реформах. Но мы в любом случае знаем, что его воспитание не прошло бесследно.
Император Александр II действительно старался править мудро и человечно. Именно он отменил крепостное право, отменил телесные наказания, ввел всесословные земские учреждения, разрешил женские гимназии. И это только малая часть его реформ. А венцом должна была стать Конституция, проект которой уже лежал у него на столе в начале 1881 года и которую он бы безусловно принял, не оборви его жизнь бомба Игнатия Гриневицкого.