В истории Нобелевской премии по литературе был один очень любопытный период, отмеченный тотальным доминированием скандинавской литературы. Такое чувство, что в эти годы у писателей из Швеции, Дании и Норвегии был просто зеленый коридор. Соревновались за премию многие литературные мэтры, но высшая награда все равно почти всегда уходила в Скандинавию.
Период этот длился с 1916 по 1920 гг. Пять лет, пять лауреатов. Из них только один-единственный автор не имел отношения к Скандинавии, а был представителем немецкоязычной литературы. Но и тут есть нюанс, о котором мы скажем в конце статьи.
Итак, давайте подробно рассмотрим, кто получал Нобелевскую премию по литературе в это время.
1916 год. Вернер фон Хейденстам
Шведский писатель и поэт, пришедший в литературу в 1888 как неоромантик. С годами все более мощно в его творчестве начала звучать тема шведского патриотизма, любовь к истории и современности. Характерное произведение – поэма “Ett folk” (“Единый народ”), а наиболее монументальная вещь – двухтомник “Древо Фолькунгов”.
Премию получил с формулировкой “В знак признания его значения как виднейшего представителя новой эпохи в мировой литературе”.
1917 год. Карл Адольф Гьеллеруп
Датский поэт и писатель, дебютировавший в 1878 году романом “Идеалист”. На рубеже веков увлекся буддизмом, что нашло отражение в его творчестве. В частности, буддизму посвящены его последние романы “Пилигрим Каманита”(1906 г.) и “Вечные странники” (1910 г.).
Премию получил с формулировкой “За многообразное поэтическое творчество и возвышенные идеалы”.
1917 год. Хенрик Понтоппидан
И удивительным образом в этот же самый год Нобелевку дали еще одному человеку. Тоже датчанину. Литературную карьеру он начал в 1881 году публикацией рассказа “Конец жизни”. А наиболее известен восьмитомным романом “Счастливчик Пер”.
Премию получил с формулировкой “За правдивое описание современной жизни Дании”.
1918 год. Премия не вручалась никому
1919 год. Карл Шпиттелер
А вот и то самое исключение. Он немец по национальности, жил в Швейцарии. прославился поэмой “Олимпийская весна”, которая несколько лет публиковалась частями, а в 1910 году вышла наконец целиком. Редкий случай, шведские академики четко заявили, что именно за это произведение и дают ему награду.
Премию получил с формулировкой “За несравненный эпос “Олимпийская весна”.
1920 год. Кнут Гамсун
И финальный аккорд скандинавской пятилетки. Нобелевку по литературе получает человек-легенда, оказавший огромное влияние на всю европейскую прозу начала двадцатого века. Это Кнут Гамсун. Пожалуй, единственный из всех перечисленных, кого до сих пор активно читают и перечитывают, изучают, экранизируют и все в таком духе. Словом, настоящий классик.
Премию получил с формулировкой “За монументальное произведение “Соки земли” о жизни норвежских крестьян, сохранивших свою вековую привязанность к земле и верность патриархальным традициям”.
Больше у скандинавской литературы никогда не будет такой концентрации нобелиантов. Вот интересно, это мода такая случилась в тот период? Возможно. Но есть другая версия.
Можно предположить, что виновата была Первая мировая (1914 – 1918 гг.) и ее последствия, которые аукались еще несколько лет. Обратите внимание, что все пятеро лауреатов, названных выше, были гражданами стран, занимавших официальный нейтралитет. Включая швейцарского немца Карла Шпиттелера.
Уж не в этом ли разгадка скандинавской (и чуть-чуть швейцарской) пятилетки? Судя по всему, шведские академики просто не хотели давать премию французам или англичанам, а также другим представителям враждующих коалиций, чтобы не давать поводов для раздоров, скандалов и обвинений в тех или иных политических симпатиях.
Почему не сразу с 1914 года стали отдавать награду только нейтралам? Не знаем. В 1914-м ее вообще не присуждали, а в 1915-м дали французскому писателю Ромену Роллану. Может быть, как раз после этого в Нобелевском комитете закипели споры и дальше стали на молоко дуть? Версия вполне рабочая. Но вы можете свою предложить.