“Чиполлино был сыном Чиполлоне. И было у него семь братьев: Чиполлетто, Чиполлотто, Чиполлочча, Чиполлучча и так далее – самые подходящие имена для честной луковой семьи. Люди они были хорошие, надо прямо сказать, да только не везло им в жизни. Что ж поделаешь: где лук, там и слезы”.
Итальянский сказочник Джанни Родари появился на свет в городке Оменья в 1920 году. Самым знаменитым его произведением, завоевавшим любовь ребятни по всему миру, стала книга “Приключения Чиполлино”.
В СССР он имел бешеную популярность, этот мальчишка с луковичной головой! И неудивительно! Ведь он боролся против злостных угнетателей бедноты – синьора Помидора и принца Лимона. У нас был снят мультфильм, диафильм и даже художественный фильм по мотивам столь увлекательной истории!
Ходили долгие и упорные слухи, что в самой Италии его не ценят, что “Чиполлино” там пришелся не ко двору, поскольку был слишком… левым, так сказать. В плане политической ориентации. Еще бы, ведь главный герой книги по сути провоцирует социалистическую революцию в плодово-ягодном королевстве.
Иносказание максимально прозрачное, не понять смысл книги невозможно. К тому же, автор был коммунистом – членам итальянской компартии. А Италия в период появления на свет “Чипполино” была расколотой страной. У власти стояли правые, но у левых были широкие народные симпатии.
И тут выходит детская книга, которая буквально кричит о том, что если власть душит народ, то ее надо срочно свергать. Верится ли в то, что такую книгу неохотно печатали в Италии? Вполне верится.
Но вот советская переводчица Ирина Константинова в интервью, которое давала пару лет назад, обмолвилась, что бывала в Италии в шестидесятые годы и видела массу изданий Джанни Родари в книжных магазинах. Вот такое противоречие.
С другой стороны, она не уточнила, стоял ли там на полках именно “Чипполино”. А это важный вопрос, потому что как раз в 1960-е Родари написал и издал целый ряд сказок более классического характера. То есть без выпадов в сторону капитализма и без нескрываемой симпатии к советскому опыту.
Это время выхода в свет волшебной сказки “Путешествие “Голубой стрелы”, космической утопии “Планета рождественских елок”, сказочного романа “Торт с неба”, сборника рассказов “Джип в телевизоре”, поэтических сборников “Стихи в небе и на земле”, “Сказки по телефону”.
Все эти произведения действительно публиковались в шестидесятые годы, пользовались успехом. И ни в одном из них нет никакой политики, ни грамма остросоциальной повестки.
Допустим, Ирина Константинова увидела все это изобилие в книжных магазинах. О чем это говорит? Да ни о чем. К вопросу о “Чиполлино” это не имеет никакого отношения. Сказку про мальчика-луковку официальная Италия подчеркнуто игнорировала.
Знаете, какая книга Джанни Родари в Италии считается главной? Это “Торт с неба”. Именно его чаще всего упоминают в итальянских биографических статьях о Родари. Про Чиполлино там тоже говорят, но всегда в связке с СССР – мол, там эта книга нереально зашла. И снова про “Торт с неба” что-нибудь пишут.
Так что правильный ответ на вопрос о том, популярен ли был в Италии Джанни Родари, будет следующим: да, но совсем не теми книгами, что нам знакомы.
В конце сделаем небольшую ремарку.
Уверены на сто процентов, что в комментариях начнут говорить – в современной России, мол, тоже запрещают “Чиполлино”. Так что превентивно ответим: нет, это не так. “Чиполлино” продается во всех книжных магазинах, причем переиздается чуть ли не каждый год! Масса постановок идет прямо сейчас в театрах по всей стране. Их не десятки, их сотни! Выбирайте на свой вкус и посещайте, смотрите.
А запрет был, да. Один-единственный. Года три назад в Москве с государственного фестиваля сняли постановку по отдаленным мотивам “Чиполлино”, где ребята в спецовках показывали жесткую сатиру на Собянина и реновацию. Спустя неделю эту же самую постановку театр спокойно показывал на своей собственной площадке и никому до этого не было никакого дела. Вот и вся история.