Это уже третья статья на тему оригинального облика литературных персонажей. которых мы обычно знаем в искаженном виде, благодаря разным экранизациям. То есть буквально автор пишет одно, а на экране мы видим совсем другое. Причем видим это другое настолько часто, что потом трудно представить себе авторское видение знакомого нам героя.

Первую статью на эту тему мы посвятили истинному облику Дракулы, вторую – Дориану Грею. Ссылки на обе оставим в описании, а сейчас перейдем к новому роману и новому герою.

Точнее совсем не новому, а очень даже старому. Книга “Франкенштейн, или Современный Прометей” вышла впервые в 1818 году – больше двухсот лет назад! Ее автором была молоденькая писательница Мэри Шелли, жена известного английского поэта Перси Биши Шелли. Интересно, что начала она писать эту книгу, благодаря литературному пари. Впрочем, эту историю мы вам уже рассказывали.

Книга “Франкенштейн” стала главным произведением ее жизни. Роман этот на самом деле весьма философский, а вовсе не ужастик, как многие предполагают, опираясь на экранизации XX века. Но масс-культ беспощаден, он увлек чудовище Франкенштейна в пучины хоррора, и с тех пор этот персонаж занял место в ряду разных монстров, щекочущих кровь.

Каноничный для нас с вами образ чудовища Франкенштейна воплотил актер Борис Карлов, сыгравший в фильме 1931 года. Вот как он выглядел:

Крупное телосложение, массивные черты лица, короткая стрижка бобиком, тяжелая челюсть, мрачный взгляд и все такое. Все последующие попытки перенести образ монстра Франкенштейна на экран, отталкивались именно от роли Бориса Карлова. Да и другие виды визуального искусства с тех пор всегда опирались именно на этот прототип:

Классика же, правда? Типичный монстр Франкенштейна, каким мы его всегда себе представляем. Может ли он быть другим? Что сказала бы сама Мэри Шелли, если бы увидела его? О, она бы крайне удивилась. Потому что описывала этого персонажа совсем другим.

“Был час пополуночи; дождь уныло стучал в оконное стекло; свеча почти догорела; и вот при ее неверном свете я увидел, как открылись тусклые желтью глаза; существо начало дышать и судорожно подергиваться.
Как описать мои чувства при этом ужасном зрелище, как изобразить несчастного, созданного мною с таким неимоверным трудом? А между тем члены его были соразмерны, и я подобрал для него красивые черты. Красивые – Боже великий! Желтая кожа слишком туго обтягивала его мускулы и жилы; волосы были черные, блестящие и длинные, а зубы белые как жемчуг; но тем страшнее был их контраст с водянистыми глазами, почти неотличимыми по цвету от глазниц, с сухой кожей и узкой прорезью черного рта”.

Итак, что мы тут видим. А видим мы человека с красивыми (!) чертами лица, но с желтой сухой кожей и желтоватыми тусклыми глазами. Волосы у него длинные, черные и блестящие – никакого бобика!

При этом рост у него действительно высокий, а лицо в целом, несмотря на гармоничность черт, выглядит уродливым (об этом сказано в другом фрагменте). А еще он очень ловкий и гибкий (“Не забудь, что ты наделил меня силой, превосходящей твою; я выше ростом и гибче в суставах”).

Что ж, попробуем прибегнуть к услугам нейросетей и смастерить более-менее сходное с авторским описанием изображение этого персонажа. Крекс-пекс-фекс…

Ого! Да уж, действительно жутковато выглядит. При этом очень напоминает именно то существо, которое описывала Мэри Шелли.

А теперь давайте сравним его с той картинкой, которую нам обычно выдают:

Разница весьма существенная.

Интересно, в новой экранизации “Франкенштейна”, которая готовится к выходу в 2025 году, как будет выглядеть чудовище? Решился ли режиссер Гильермо дель Торо воспроизвести оригинал? Скорее всего, нет. Риск огромный, поскольку зритель, скорее всего, такого монстра Франкенштейна не примет. Сразу начнутся рассуждения на тему “у нас украли классику”. Классика в данном случае, конечно, не персонаж Мэри Шелли, а роль Бориса Карлова.

Впрочем, а много ли вообще зрителей читало саму книгу?

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *